
PRO ГЕШТАЛЬТ и не только. Психология
20 мая 2025
Чем меньше ответственности за собственный выбор, и вообще способности делать его, опираясь на развитый навык думать самостоятельно, тем выше требования к другим, да и в целом к жизни.
Необоснованные требования, создающие иллюзию освобождения ото всего того, что и позволяет обрести нам взрослую полноценность.
Помню, услышала в кинотеатре чей-то возмущённый возглас: "Вот ненавижу я такие фильмы, в которых непонятно, кто злодей, а кто хороший!", и долго думала потом, отчего же так хочется многим этой полученной от кого-то упрощёнки, похожей на чёрно-белую сказку, где всё заведомо понятно и распределено?
Почему так хочется, чтобы всё за них пережевали, расшифровали, отыскали готовый смысл, нашли все ответы, по-детсадовски разложили по полочкам, дали универсальную инструкцию с гарантиями?
И пресловутой "сильной руки" хочется, чтобы обменять слепое подчинение ей на уже принятые решения, в которых запрещено сомневаться...
Неужели так и вправду легче?
Или легче лишь иметь на кого сослаться в случае провала: мне так велели, там так было написано, так все делали?
Или это накрученный с детства страх ошибиться, оказавшись ничтожными под чужим нависающим авторитетом?
Страх признать, что оптимальных, не имеющих ни одного минуса или слабой стороны решений не существует?
Страх сделать выбор, о котором придётся пожалеть?
Или всё-таки осознанное желание ни за что не отвечать лично?
Каждый, кто захочет разобраться в этом, разберётся.
И, возможно, впервые встретится с собой, настоящим, определяющим свою жизнь ценой собственного выбора.

Чем меньше мы стремимся понять историю жизни пациента с её первых дней, детально проясняя конкретные эпизоды;
чем хуже мы осознаём не только драмы, но и дефициты психического развития, включая неочевидные, но важные формы пренебрежения (будь то нехватка контейнирования, отзеркаливания, валидации);
чем меньше мы способны увидеть индивидуальный контекст и переживания глазами самого пациента, в том числе его детскими глазами, а также позволить им [переживаниям] случаться и осмысляться в нашем контрпереносе
…тем больше мы склонны неоправданно сваливать актуальные психологические проблемы и симптомы на врождённые аномалии мозга, генов, нейроотличия, преувеличивать или неверно трактовать влияние биологических факторов.


КАК МЫ ВСЕ ДЕЛАЕМ ПРАВИЛЬНО И НЕЗАМЕТНО ТЕРЯЕМ СЕБЯ
Жил-был мальчик, мечтал стать космонавтом (режиссером, каскадером, доктором, капитаном..), закончил школу, поступил в университет, нашел приличную работу… и больше с ним ничего интересного не происходило. Печальная сказка, правда?
Ах, да. Однажды его накрыло. «Я не понимаю, почему всё так сложилось. Я ж вроде всё делал правильно. Как я мог пропустить свою жизнь? Как получилось, что я пришел не туда?»
Если вы не хотите такого сценария, давайте пока не поздно я расскажу вам, как он складывается. Потому что складывается он хоть и на ваших глазах, но для вас почти незаметно, в чем я совершенно убедилась за годы работы карьерным консультантом.
Пару лет назад я написала статью «Уроки больших перемен», где рассказала свою историю. Как мы с мужем, офисные менеджеры и родители двоих детей, решили устроить себе большую перезагрузку. Было страшно и иногда трудно, но в итоге нам удалось состояться в своих новых, осознанно выбранных карьерах — ими стали ресторанный бизнес и консалтинг. Географически это выглядело как Москва-Париж-Монако.
Рассказанная история наделала много шуму в рунете, и даже была переведена на английский. Многие писали комментарии и задавали вопросы. Но никто не спросил, во сколько лет началась жизнь, построенная по правилу «Делать только то, во что веришь и жить только там, где нравится». А началась она только в 38. Почему не раньше на несколько лет? Потому что я была слишком занята.
Как, например, Денис. Это ему принадлежат слова о том, что «как я мог пропустить свою жизнь, я ж все делал правильно».
Денис всё время занят, у него всегда было сумасшедшее расписание, отвлечься было некогда даже в отпуске. Он пашет на своей ответственной работе в двух часах пробок от дома и с каждым годом становится всё загруженнее. Время от времени его повышают, задач еще больше прибавляется. А когда приходило сомнение, так ли он хочет жить и куда он вообще идет, он обычно говорил: «Сейчас не время. Однажды я переделаю все дела и обо всём этом подумаю».
Признаюсь, я тоже так думала. Я почему-то жила с убеждением, что колесо однажды остановится и высадит меня у указателя «Ну наконец-то интересная жизнь». Только вот все дела сначала надо переделать из списка.
Но список задач у меня, у Дениса (и любого из вас) никогда не заканчивается. Зато он создаёт иллюзию занятой, целеустремленной и результативной жизни. Планы пишутся, галочки ставятся, цели достигаются. Вы просто активно карабкаетесь по лестнице, но при этом даже не задаетесь вопросом, к той ли стене она приставлена.
В средние века у греха занятости было две ипостаси. Первая — неспособность что-либо делать, это можно назвать ленью. Вторая — безумная беготня. Ощущение того, что «я иду, не зная куда, но клянусь Богом, я спешу изо всех сил, чтобы туда прийти» (Бриджит Шульте, «Мне некогда!»)
В чем же подвох? Давайте разбираться.
Подвох первый.
Загруженность создает иллюзию успеха.
Успех в нашей голове как-то незаметно стал связан с забитым расписанием, с двумя смартфонами на столе, с многозадачностью, с отпусками где вы всегда на связи, с отсутствием выходных и даже ночными бдениями в офисе. Именно так это и выглядит, когда вы несетесь на полной скорости, при этом не приближаясь ни к какой цели. Но подумать вам об этом некогда.
Поработать «на полную катушку» я и сама люблю, и вообще хороший профессионал всегда чем-то занят. Я за занятость, только чтоб человек понимал, в чем сделка и куда он так бежит.
Давайте начнем включаться прямо сейчас.
Что делать:
Задайте себе вопрос — туда ли я иду? К какой такой стене приставлена моя лестница? Самый простой способ: посмотрите на тех, кто на 1-2-3 ступеньки выше. Вдохновляют? Это похоже на то, чего вы хотите? Если да, то лестница приставлена к правильной стене. Ура. Если нет, похоже, нужно пересмотреть сценарий, и лучше вы это поймете сейчас.
Подвох второй.
Загруженность создает иллюзию смысла.
Потеря себя не сопровождается взрывом, грохотом или параличом конечностей. В конце каждого бессмысленно проведенного года у вас не отваливается нога или рука — это бы вы сразу заметили и что-то с этим сделали.
Но вы пропускаете вашу жизнь буднично и незаметно. День за днем, задача за задачей из бесконечного списка дел. От одного плотного забитого ежедневника до другого. И нет повода бить тревогу, ведь всё как у людей.
И при этом никто не спрашивает — ты счастлив? Тебе интересно? Чего ты хочешь? А чего спрашивать, вроде всё хорошо.
И в самой большой группе риска — ответственные и правильные люди. Ведь они стараются всё сделать как надо, соответствуют ожиданиям, достигают результатов.
Включение, а потом осознание «я пришел не туда» может быть болезненным, и часто происходит по причине не очень хороших событий. Давайте их не ждать, потому что это может стать очень дорогим уроком.
Что делать:
Периодически включайтесь сами, для этого чаще «поднимайте перископ». Любым способом выныривайте из своих плотно забитых to do листов и «обнуляйтесь» — то есть смотрите на свою жизнь как бы со стороны, с дистанции. Я люблю одну практику и расскажу о ней. Обычно я выбираю утро своего дня рождения и просыпаюсь как будто я с кем-то поменялась телами и теперь оказалась в этой жизни и в этих обстоятельствах. Главное — посмотреть на всё новыми глазами. Где вы? Что делаете? Кто эти люди рядом с вами? Вы бы выбрали всё это, если бы выбирали?
Подвох третий.
Загруженность сужает ваш кругозор и создает «профессиональный туннель», из которого сложно выбраться.
«Даже если я захочу что-то поменять, я даже не знаю, что мне нравится. Нет у меня никаких интересов кроме работы», — говорит Денис. Верно, со временем мы прочно замыкаемся в одном профессиональном сценарии. Нам некогда смотреть по сторонам. Нам некогда копать глубже. Нам даже некогда точить пилу, мы всё время пилим.
Потом, когда решимся что-то поменять, мы можем просто не знать, что нам нравится и кто мы такие. Мы будем прочно ассоциировать себя со своей должностью и компанией, потому что лишь это и есть вся наша жизнь. Замкнутый круг.
Что делать:
Просто расширяем горизонт и размыкаем круг. Для этого прямо сейчас запланируйте «вылазки из туннеля». Начните с того, что просто хотя бы час в неделю смотрите что нового в вашей теме или любой интересной для вас теме. А лучше всего выбирайтесь туда, где еще не были, но где происходит что-то интересное. Тогда к моменту появления вопроса «А что дальше?» у вас не будет вакуума, а будут мысли и идеи.
Главное: я не призываю резко что-то менять, бросать или ломать. Я призываю только включиться. Это просто, и этого достаточно, чтоб вы не пропустили незаметно свою жизнь, при этом много работая и устало вычеркивая пункты из списка дел.


Интроекция - термин, который вам, как терапевту, может быть необходим для понимания процесса клиента - как с точки зрения оперативного поиска оптимального следующего шага, так и постфактум - в процесс-анализе. Знание феноменологии механизмов прерывания и умение оперировать ими очень украшает ваш процессанализ, особенно в стрессовой ситуации (например - сертификационная сессия, когда работа небезупречна, а нужно показать свою вменяемость).
Поверхностное понимание интроекции - поведение, основанное на некритичном следовании убеждениям, полученным извне. Мол, надо делать так и эдак, а я не знаю, зачем и почему. Просто "так заведено".
Так вот, так, конечно, в некоторых местах заведено понимать интроекцию, но для более глубокого понимания феномена имеет смысл смотреть на нее шире. Интроекция - это не просто усвоение правил жизни, которые мыслятся как легко вербализуемые. Интроекция - это матрица, формирующая способ всего. Буквально всего: как делать все. И вообще - как оно тут все.
Если вы попробуете представить себе все-все прижизненные инструменты, при помощи которых происходит формирование психики ребенка, вербальные наказы займут там меньшую часть. Когда ваша бабушка сжималась при виде собаки, она показывала, что собака опасна, ни слова не говоря. Вообще, когда ваши взрослые (или просто близкие) что-то делают или не делают, они интроецируют вас гораздо вернее, чем при помощи слов. Помните Берна? Обожаю у него вот это место (цитирую по памяти):
- У Джейн было 11 детей. И она всегда повторяла, что 11 детей это слишком много и что достаточно 9. Угадайте, сколько детей было у Стейси, старшей дочери Джейн?
- 9?
- Нет, у нее было 11 детей и Стейси всегда повторяла, что 11 слишком много и достаточно 9.
