Портал для психологов и психотерапевтов

Инновационный сервис, интегрирующий образовательный модуль, клиентский модуль и профессиональное сообщество

3 сентября 2024

Портал для психологов и психотерапевтов
2 месяца назад

Психологические манипуляции

1 отметок Нравится. 0 сделано Репостов.
Пока нет комментариев
Портал для психологов и психотерапевтов
2 месяца назад

О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ

Поговорим о неприятных эмоциях — гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн.

Изобразим «сосуд» наших эмоций в форме кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это так, к сожалению, знакомые многим обзывания и оскорбления, ссоры, наказания, действия «назло» и т.п.

Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев — чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).

При этом все чувства этого второго слоя — страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из‑за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему — не знаю!»).

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!»

Отчего возникают «страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды —в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас говорить.

Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей.

Вот примерный (далеко не полный) перечень таких потребностей:

Человеку нужно:

-чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;

-чтобы он был кому‑то нужен и близок;

-чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе;

-чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска!

Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа, накопленного в детстве.

К сожалению, обязательных школ общения у нас еще нет.

Они только зарождаются, да и то — на добровольных началах.

Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

Возьмем пример. Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую‑нибудь нереализованную потребность.

Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что‑нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть!

Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» — и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У меня всё хорошо, я — в порядке!»

Эти ответы отражают особого рода переживания человека — отношение к самому себе, заключение о себе.

Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по‑разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще — самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно передаваемое чувство чувством самоценности.

Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во‑первых, они открыли, что самооценка (будем пользоваться этим более привычным словом) сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.

Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.

Общий закон здесь прост: Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.

Базисные потребности: «Я любимый!», «Я хороший!», «Я могу!».

На самом дне эмоционального кувшина находится самая главная «драгоценность», данную нам от природы — ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!»

Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное ощущение себя - чувство внутреннего благополучия и энергию жизни!"

Показать полностью…
1 отметок Нравится. 0 сделано Репостов.
Пока нет комментариев
Портал для психологов и психотерапевтов
2 месяца назад

Ресурсные методы работы с кризисными состояниями

В консультировании можно выделить 4 группы методов работы с кризисными состояниями: диагностические; ресурсные; коррекционные; смысловые.

К ресурсным методам работы можно отнести, например, такие: составление списка безопасных людей, ресурсных мест, упражнения «Мой портрет в лучах солнца», «Команда помощников», «Карта ресурсов».

🔹 Метод "Список безопасных людей"

При работе над списком безопасных людей клиенту можно предложить составить список безопасных людей из 5-7 человек.
При затруднении для поиска таких людей нужно прописать имена тех, с кем приятно общаться и постараться выбрать из их числа безопасных. Наличие таких людей в ближайшем окружении придает устойчивости и приносит спокойствие.
Звонок в присутствии психолога 2-3 человек из этого списка с просьбой-разрешением обратиться к ним за помощью в любое время суток и утвердительный ответ «да» в трубке вселяет в человека уверенность, воодушевляет и придает силы.

🔹 Метод "Список ресурсных мест"

Места силы или ресурсные места (аллея в парке, любимая беседка, фонтан, домик в деревне, родительский дом, охотничий домик и пр.) – это те места, куда человек может уехать с тем, чтобы восстановить душевное равновесие и осмыслить происходящее.
Длительные прогулки, не короче 45 минут, в местах силы, способствуют освобождению от негативных переживаний, снижают напряжение.

🔹 Метод «Мой портрет в лучах солнца»

Клиент рисует на листе солнце, вписывая в него свое имя, и подписывая над каждым лучом свои сильные стороны.

🔹 Метод «Команда помощников»

К упражнению «Команда помощников» можно прибегать тогда, когда клиент выражает сомнение, бессилие в какой-то жизненной ситуации, неуверенность в своих силах, с тем чтобы решить какой-то вопрос. Можно поинтересоваться у клиента о тех людях, которые легко бы справились с описанной им ситуацией и попросить отыскать или придумать 2-4 таких людей. Это может быть человек из другой эпохи, другого социального статуса, киногерой…
При возникновении сложной ситуации помощников можно «привлечь» к ее разрешению, смоделировав в безопасном месте кабинета психолога сложную ситуацию и усилив позицию клиента внутренними помощниками. Например, для подготовки к выступлению перед аудиторией (при проведении переговоров, во время собеседования при трудоустройстве) такой командой помощников может стать образ Цицерона, который о время выступления мысленно может находиться справа от клиента и вдохновлять его в мастерстве ораторства; образ ***, как авторитетного специалиста в специализированной сфере деятельности, связанной с тематикой выступления, можно поместить слева; образ Ф. Раневской, сочетающий в себе образ остроумия, артистизма и проницательности, сзади и др.

🔹 Метод «Карта ресурсов» – поиск ресурсов и опор в прошлом.

Вспомните 10 (20-50) самых приятных событий в жизни, которые оставили самые яркие впечатления, и запиши их на листе бумаги. Изобразите карандашами или красками их на большом листе ватмана, поместив себя в центре, а события в произвольном порядке вокруг себя в виде пиктограмм.
Посмотрите на картинку и расскажите об этих событиях, как они повлияли на вас (этап обсуждения)?
Найдите предметы, которые будут ассоциироваться с этими событиями (предметы могут быть любыми).
Что нового появилось у вас благодаря этому опыту?
Что вы приобрели благодаря пережитому опыту?.
Прикосновение к предметам будут рождать приятные ассоциации и воспоминания, какие-то из них можно носить с собой.

Показать полностью…
1 отметок Нравится. 0 сделано Репостов.
Пока нет комментариев
Портал для психологов и психотерапевтов
2 месяца назад

Коллеги, приглашаем вас на цикл лекций по современной психологии под руководством доктора психологических наук Колотильщиковой Екатерины Андреевны!

Данный цикл раскрывает последние научные данные по различным теоретическим и практическим разделам современной психологии.
Они будут интересны для всех психологов и психотерапевтов, которые хотели бы не просто применять отдельные техники или технические приемы, но по-настоящему разбираться в том как и почему эти технические приемы работают. То есть для всех, кто хотел бы быть не просто "ремесленником" профессии, но профессионалом.

📅 Ближайшая лекция пройдет 04 сентября 2024 года с 19:00 до 20:00 по МСК.

🎓 Ведущая лекций:
Колотильщикова Екатерина Андреевна - клинический психолог, доктор психологических наук. Практический опыт медико-психологической деятельности более 15 лет. Автор более 70 научных работ, в том числе учебника для факультетов клинической психологии «Клиническая психология» (СПБ, Питер, 2004, 2005, 2007, 2013), «Клинического руководства по психотерапии» для врачей общей практики (СПБ, Питер, 2008).

Показать полностью…
1 отметок Нравится. 0 сделано Репостов.
Пока нет комментариев
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-4 из 24