
Психология & Психотерапия
15 августа 2025
😔 Почему у всех получается, а у Пети — не очень?
Наверняка вы сталкивались с ситуациями, когда все дети берут инструкцию, а один, например, Петя, не справляется. Ему упражнение даётся сложнее, чем остальным детям. Почему так может быть, разбираемся ниже.
1⃣ Неврологические особенности.
Возможно, у Пети есть особенности развития нервной системы, например, задержки созревания, расстройства аутистического спектра, СДВГ и др.
Эти особенности влияют на восприятие, внимание и скорость обработки информации.
Из-за этого Пете сложнее сосредоточиться, контролировать своё поведение и обрабатывать информацию — стандартные упражнения могут оказаться для него высшим пилотажем.
2⃣ Индивидуальные когнитивные профили.
Каждый ребенок уникален в способах восприятия и обработки информации. Петя — не исключение.
Например, у него может быть сложность с зрительно-пространственными функциями или обработкой информации не из-за сложных диагнозов, а из-за врождённых особенностей.
Пете потребуется индивидуальный подход с учётом его особенностей, например, попробовать использовать мультимодальную стратегию или адаптировать темп занятия, или упростить инструкции.
3⃣ Мотивация и эмоциональный фон.
Петя уже может быть маленьким перфекционистом, или просто очень тревожным ребёнком.
Если ученик боится ошибиться или просто не видит смысла в занятиях, обучение становится сплошным стрессом.
Пете становится сложно испытывать интерес к занятиям. Тут ему потребуются дополнительные мотивация и поддержка.
4⃣ Недостаточная адаптация методов.
Стандартные методы ориентированы на большинство и предполагают, что все должны успевать в одном темпе и с одним объёмом программы.
Если у Пети есть сложности в учёбе, то привычные инструкции и нормы могут ему не подходить.
Такому ученику могут потребоваться и больше времени на усвоение материала, и дополнительные разъяснения, и другие способы решения задачи.
❓ Что делать специалистам и педагогам?
- Диагностировать трудности, чтобы понять причину проблем,
- Использовать игровые и нейропсихологические методы.
- Откалибровать задачи с учётом особенностей ребёнка,
- Использовать коррекционные методы на школьных задачах.
► Такие меры помогут Пете освоить необходимую программу, а также укрепить слабые компоненты психики, чтобы минимизировать шанс проблем дальше.


🤔 Ответ на дискуссионный вопрос: влияет ли порицание или похвала ребенка на его мозг?
► Недавно поднимали этот вопрос для обсуждения. Сегодня отвечаем на него.
Эмоциональное насилие — это постоянный стресс для мозга. Подобное обращение может проявляться в разной форме, например, как лишение самостоятельности или постоянная негативная обратная связь: «ты ни на что не способен», «у тебя ничего не получается» и так далее.
Подобное обращение мешает ребенку удовлетворять высшие потребности человека: социальную, в самоактуализации, в любви и уважении.
Гипоталамус помогает регулировать наше физиологическое состояние в ответ на изменение окружающей среды. В том числе, на стресс из-за эмоционального насилия.
► Когда организм находится в постоянной «боевой готовности», нарушается выработка нейрогормонов — это приводит к биохимическим изменениям, а следом и к изменениям в системах мозга, ответственных за познавательные процессы и регуляцию поведения.
Как итог, мы получаем проблемы: трудности обучения и сложности с социальной адаптацией — от которых хотели уйти. Они вызывают снова негативную реакцию и получается замкнутый круг.
Позитивная обратная связь необходима для возникновения мотивации к деятельности. Эмоциональное давление снижает желание ребенка делать что-либо и может создать сложности уже во взрослом возрасте.


3 ошибки, из-за которых специалисты «застревают» в работе с ребенком
Даже опытный специалист может оказаться в ситуации, когда работа с ребенком не двигается вперед.
Причины часто кроются в нескольких типичных ошибках:
1. Отсутствие полной картины состояния ребенка
Начать коррекцию, не собрав детальный анамнез или не проведя полноценную диагностику — значит, работать наугад.
📌 Решение: системный алгоритм диагностики и умение видеть нейропсихологические механизмы нарушений.
2. Узкий фокус
Специалист видит только свой участок работы — речь, моторику, внимание — и упускает взаимосвязи между функциями.
📌 Решение: интегративный подход, который помогает видеть полную картину и строить маршрут помощи с учётом всех факторов.
3. Применение только одного метода
Использование привычных приемов без адаптации под конкретный случай ведет к снижению эффективности и выгоранию специалиста.
📌 Решение: набор проверенных инструментов и понимание, как их комбинировать и адаптировать.
Если вы хотите:
✅ работать с уверенностью даже в сложных случаях,
✅ быстро находить рабочие решения,
✅ и понимать, как действовать в любой ситуации,


14 августа 2025
Воображаемый дом отдыха
Однажды Лиза решила, что хочет работать в рекламе. Не самое скучное занятие, так было решено.
Лиза всегда была настойчивой девушкой, что захочет — обязательно получит.
В ворохе счетов, бюджетов, согласованных акций, отменённых фотосессий и назначенных брифингов Лиза плавала кролем, брасом и как вполне настоящий чемпион.
Нет выходных? Отлично!
Внезапное мероприятие в субботу? Круто!
Энергия, бьющая ключом, преодолевает всё.
Лиза закатывала рукава как заправский боксер, принимая бой с любой новой задачей или рабочей проблемой. И выигрывала раз за разом.
И вдруг Лиза устала.
Внезапно.
Утром.
За окном серел рассвет, в жалком осеннем солнце отливала серым штора. Лиза вяло посмотрела в телефон, во все рабочие чаты. Во все 20 чатов. И поняла, что больше не может этого выносить.
Усталость подкралась так незаметно, что её неспешные шаги по квартире показались Лизе очень родными. Давно ли эта соседка поселилась в Лизиной спальне и кухне?
Из телефона сыпалось что-то про этикетки, дизайн пакетов, сроки, дедлайн, срочный макет в журнал, не очень срочный отчёт про аудитории и сегменты.
Не могу больше — решила Лиза. И написала: «Я увольняюсь».
Месяц Лиза не думала ни о чём, не включала телефон, не включала телевизор.
На звук сообщения в мессенджерах у Лизы дёргался глаз.
Лиза переживала это сама, как будто воздух спустили, забрали землю. Лиза сидела сдувшимся шариком, наливала чай и забывала выпить.
Через месяц Лиза купила цветок. Цветок не разговаривал, не звонил, не требовал срочно фотографа, дизайнера, бюджет и отчёт. И поэтому был прекрасен.
Лиза поливала цветок. Цветок отрастил бутон.
Лиза перестала вздрагивать на звук сообщений.
Кто я теперь — был хороший вопрос, на который не было ответа. И что случилось, тоже было непонятно.
Лизе казалось, что она вся закончилась, как паста в шариковой ручке.
А потом в коридоре перегорела лампочка.
Лиза посмотрела на это безобразие и вдруг вспомнила. Выгорание, которое так часто случается и так тихо подкрадывается, прокралось в её жизнь.
Ладно, поищем то, что не забирает силы, а даёт, решила Лиза. Чай был вылит в цветок. Цветок был не против. Лиза понемногу приходила в себя.
🏡Практика: воображаемый дом отдыха
Представьте, что у вас появилась возможность поехать в дом отдыха.
• Где он находится?
• Как выглядит ваша комната?
• Какой вид из окна?
• Какой распорядок дня?
• Какие мероприятия есть: творчество, йога, прогулки и т. д.?
• Сколько часов свободного времени?
• Если вы возьмёте с собой работу, то сколько часов будете ей посвящать?
• Чем вас там кормят?
Вы находитесь там 6 недель и можете встретиться с родственниками.
• Сколько времени и каким родственникам уделите?
Представьте, что вы ведёте дневник в доме отдыха. Вам нужно написать 3 записи в дневник.
• Что бы вы написали в первый вечер? Какие надежды у вас на дом отдыха?
• Что бы написали в середине восстановления?
• Что бы вы написали в последний день перед отъездом? Что возьмёте из опыта пребывания в доме отдыха?
Какие минимальные шаги можно предпринять прямо сейчас, чтобы сделать вашу жизнь похожей на дом отдыха?
(автор практики — Дарья Кутузова)
Кто сделал? Делитесь впечатлениями от практики в комментариях.

