Агрессия, насилие, защита и "пограничные зоны"

Психологи онлайнПсихологи онлайн

Агрессия, насилие, защита и "пограничные зоны"

Мне кажется важным развести три таких постоянно путающихся друг с другом понятия. Причем подчеркну — они не являются жестко разделенными друг с другом, они могут плавно (или не очень плавно) перетекать друг в друга, и именно поэтому нередко мы можем видеть эту путаницу. Начну с базового: агрессии.

Агрессия в психологическом смысле: перевод внутреннего импульса вовне (т.е. превращение энергии эмоций в действие, направленное на удовлетворение моих потребностей или целей). Т.е. любое действие, когда я что-то пытаюсь для себя получить во внешнем мире, является агрессивным. Другое дело, что это может быть действие в стиле «подвиньтесь, мне тоже есть место под солнцем в этом мире», а может быть в стиле «эй ты, умри/свали отсюда, я займу твое место, заберу твои ресурсы».

Насилие: (по определению ВОЗ): «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб». То есть любое насилие — агрессивное действие, но не всякая агрессия — насилие. Когда я удовлетворяю свои потребности, заставляя другого человека давать то, что мне нужно (или причиняя ему боль, или под угрозой боли, отвержения или каких-либо других лишений) — это насилие. А мне может быть нужна еда, признание, секс, деньги, послушание, образ «хорошего родителя» в чужих глазах и так далее.

Защита — противодействие чьим-либо попыткам при помощи насилия добиться от нас того, чего хочет тот, кто к насилию прибегает. То есть защита — это отказ уступить насилию (или угрозе насилия). Защищающийся может причинять боль напавшему — до прекращения нападения и устранения угрозы.

«Пограничные зоны» (зоны, в которых одно легко может перетечь в другое): защита того, что до этого было когда-то давно или недавно захвачено насилием у других. Другая пограничная зона — детско-родительские отношения. Здесь ребенок постоянно сталкивается со специфической формой взаимоотношений с родителями (и не только с ними) — с ограничением. Ребенок чего-то хочет и на что-то претендует — а ему говорят «нет, это не твое» или «нет, это не сейчас». Ограничение это не насилие — это фактор реальности, с которым ребенок учится обходиться. Но ограничение может превратиться в насилие, когда мы начинаем говорит ребенку «нет» в ответ на его витальные требования (еда, сон, эмоциональная поддержка и др.). То есть мы фактически вторгаемся в зону жизненных интересов ребенка, которую сами же и призваны защищать. Еще одна специфическая форма — это требования среды. Так, если требованием среды является обязательное получение среднего образования, а ребенок этого не хочет — мы его заставляем, однако для выживания в обществе выполнения этого требования необходимо, это делается в его интересах. Ограничения и требования — зона постоянного баланса между агрессией ребенка (его желаниями) и откликом окружающей среды в виде родителей и других взрослых (в стиле «я хочу!» — «держи сейчас; не сейчас; никогда; сейчас ты должен делать другое»). Баланс сложный, поэтому это «пограничная зона», где сложно постоянно удержаться в красивом балансе между агрессиями детей и родителей. Много насилия творится под лозунгом «это для твоего же блага».

12:11
75