«Красиво» и пограничные реакции
Самопознание

Некоторое время назад в ответ на мою обратную связь в переписке моя собеседница написала: «красиво». Я, ни секунды не медля, ответил: «но искренне». Потому что в моем сознании, как я потом понял, намертво сцепились друг с другом две вещи: красиво говорить, писать, выглядеть = неискреннее, фальшиво. Как будто красота — мишура, за которой прячется пустота. И тогда эту пустоту требуется срочно заполнить: добавить это «но искренне», или «красиво и точно» и так далее, но не оставлять эту «красоту» в одиночестве, потому что — ну вы поняли. И, получается, «красиво написал/сказал» = «запудрил мозги» или что-то в этом роде. Так и ощущался комментарий собеседницы.
Отследив этого чертика из табакерки (так я называю неожиданно проявляющиеся особенности восприятия, поведения и т.п.), я поинтересовался у собеседницы, какой смысл свернут в этом «красиво», и получил ответ: «красиво — это еще и трогательно, искренне, чувственно, по-настоящему, радостно, затрагивающе». Но на этом — не всё, ведь здесь мне нужно еще поверить тому, что мне сказали, принять, что моё восприятие — не единственно возможное. А чтобы поверить — нужно научиться опираться на реальный опыт взаимодействия с конкретным человеком.
Нам часто бывает очень трудно осознать, насколько сильно мы в своих отношениях с другими людьми управляемы прошлым опытом. Он постоянной и невидимой завесой маячит перед нами, определяя с разной силой то, как мы переживаем эту реальность в настоящий момент. Множество зачастую маленьких искажений формируют очень разные миры, в которых нам бывает сложно встретиться. Прошлый опыт «дергает» за ниточки восприятия, и в какой-то момент мы можем просто потеряться: я реагирую сейчас теми или иными чувствами на актуальную ситуацию, или же на что-то, что было когда-то в прошлом? Например, когда-то «красивое» действительно означало «фальшивое», но означает ли это, что так — всегда и у всех? И это ведь очень маленький и незначительный пример, у нас могут быть гораздо более серьезные и сложно устроенные искажения. Мы нередко — заложники прошлого опыта, размывающего границы между «тогда» и «сейчас». Столь часто вспоминаемые травма и ПТСР очень ярко иллюстрируют вторжения непрожитого, «непереваренного» опыта в ткань существования в настоящем, но и без них разложить чувства по временной шкале бывает трудно.
Одной из особенностей «пограничной организации личности» является большая сложность с усвоением нового опыта. Что-то в прошлом потребовало так сильно заострить свои реакции, что малейшего намека на повторение каких-то старых, травмирующих ситуаций или даже легкого совпадения с ними достаточно, чтобы вызывать импульсивную, сильно окрашенную эмоциональную реакцию, связанную с защитой. Это может быть нападение в виде обвинения, сильной обиды, оскорбления; а может — бегство или замирание (исчезнуть, оцепенеть от стыда или ужаса, замолчать...). И даже многократное обнаружение того, что ты на самом деле не так всё понял, что не было угрозы, что реальность добрее к нам, чем кажется — не работает. Один раз убедился, расслабился — но в следующий похожий момент всё повторяется снова и снова, и «внутри» этой ситуации нет сомнений, эмоции просты и ясны: угроза, опасность, спасайся. Тебя хотят унизить, на тебя напали, над тобой смеются, тебя отвергли, тебя игнорируют (нужно вставить) — немедленно реагируй. И плевать, что человек, который, как тебе кажется, над тобой смеется, до этого был к тебе доброжелателен и не произошло ничего, чтобы могло бы изменить его отношение к тебе. Опыт контакта с этим человеком моментально «обнуляется» из-за срабатывания триггера.
Даже и без пограничной личностной организации у каждого из нас могут быть болевые точки, вызывающие точно такую же пограничную реакцию — автоматическую, требующую немедленного отреагирования в виде слов или действий. Интенсивность и длительность переживаний может быть разной, а суть — одна.
Тут и кроется сложная проблема отношения к своим чувствам: доверие к ним в сочетании с критичностью. Доверие означает: если ты испытываешь негативные переживания в отношении, например, чьих-то слов — то это значит, что эмоции сообщают тебе о чем-то важном. Твои чувства имеют значение, не нужно от них отмахиваться и бороться с ними изо всех сил. Но — и это очень важное «но»: твои переживания сообщают о чём-то, что было в прошлом, или о том, что происходит сейчас? Следует ли то, что сейчас произошло в моем восприятии, из актуального опыта отношений с этим человеком здесь-и-сейчас, или же это прошлое вырывается со своей завесой, искажая то, что я вижу? Сложнейший внутренний маневр, требующий останавливать импульсивную реакцию в сочетании с состраданием к ней («в моем прошлом было много боли») и, одновременно, с осознанием того, что часто то, что мне кажется «совершенно ясным» — таковым не является. Параллельно еще удерживая в сознании и памяти то, что «да, так уже было не раз, я снова пошел по привычному кругу» (потому что если не удержите — сольетесь с этой эмоцией, и ничего в моменте сделать не получится). Добавим к этому еще усилия, направленные на прояснение ситуации (задать уточняющий вопрос, удержать в сознании прошлый опыт отношений с этим человеком, пронаблюдать...). Ну а если я уже наломал дров — то потом усилие вернуться и попытаться заново понять, и самому объясниться. Огромная и сложная работа. Поэтому так важно, чтобы иногда был кто-то еще, внутри нас или снаружи, кто скажет: подожди, пожалуйста, я вижу, что тебе больно и страшно, я вижу, как хочется тебе немедленно защититься от того, что кажется ужасной угрозой, но — дыши, пожалуйста, и посмотри на то, что происходит, а не на то, что дорисовывается воспаленным от болезненных эмоций воображения… И делать так придется много-много раз, а потом, когда всё же удается разлепить прошлое и настоящее — обращаться к старым ранам, которые, похоже, так и не зажили. Но это — уже следующий шаг.