Арт-терапия

Социальная психологияСоциальная психология

Арт-терапия

Упражнения и практики: «Человек, который срывает яблоко с дерева».

С большой долей вероятности можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях. Данный факт положен в основу графической проективной методики, разработанной арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон.

Инструкция: Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева.

Материалы: Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Инструкция к заданию оставляет высокую степень свободы для испытуемого и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К примеру, можно вообразить и нарисовать любое дерево подходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека соответствующего роста.

Тем не менее, большинство испытуемых (и детей, и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, оказавшегося в крайне сложной ситуации, которому для выполнения задачи необходимо преодолеть немалые трудности.
Так, довольно часто встречаются рисунки, на которых изображенный субъект изо всех сил, встав «на цыпочки», тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину, причем, с
неизвестным для зрителя результатом.

Что же побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемых усилий для достижения цели?

Без сомнения, каждое изображение «человека, срывающего яблоко» глубоко индивидуально. Вместе с тем разнохарактерные рисунки формально могут быть систематизированы по следующим основаниям:
1) по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), " полноте или фрагментарности изображения этих объектов;
2) по способу действия (что изображено: подготовка к действию, само действие или конечный результат?);
3) по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко?).

В целом, качественный анализ рисунка по методике «Человек, срывающий яблоко с дерева» дает представления о доминирующих способах достижения целей субъектом или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия
решений. А это, в свою очередь, определяет индивидуальные достижения, а также результаты совместной деятельности людей и эффекты их взаимодействия.

Такой рисунок показывает:

пытается ли человек найти решение своих проблем;
как он их воспринимает;
какую стратегию использует;
как оценивает уровень «тяжести» преград на пути к достижению цели.
В процессе рисования человек сам моделирует предложенную ситуацию с помощью различных образов. Его фантазия ничем не ограничена. Каждый действует, исходя из собственного жизненного опыта и отношения к жизненным трудностям.

В данном случае, главный символ – это яблоко. Оно может восприниматься как цель, которую нужно достичь, или как проблема, решение которой человек пытается найти.

Может быть, персонаж в рисунке совсем и не ищет никакого решения? Просто стоит возле яблони и бездействует. А в жизни у человека как? Тоже все ждет чего-то?

А может, герой «картины» уже и лестницу притащил, и влез на нее, и вот оно, яблоко, уже в руке? Или просто подошел и взял, ведь оно совсем низко, даже тянуться не надо? Бывают ведь люди, которым все само «плывет в руки», как кажется со стороны.
Также Вы можете увидеть в рисунке только преграды на пути к достижению цели. Или же наблюдать процесс самого действия – срывания яблока.
(заметка по Лебедевой Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.)

16:02
70