
Психология
4 февраля 2025
В действительности, когда нас порицают, это не добавляет нам недостатков. Когда нас хвалят, это не делает нас великими людьми. Что бы ни говорили о вас, это не влияет на ваши достоинства и недостатки. Только вы можете видеть, есть у вас тот или иной недостаток или нет. Если вы не совершали проступка, в котором вас обвиняют, то нет нужды расстраиваться, поскольку критика не делает вас виноватым. Если же вы виноваты, то человек, который указывает вам на это, становится вашим добрым учителем, помогающим вам стать лучше. Дзогчен Патрул Ринпоче говорил: "Никогда не смотри на свои достоинства и на несовершенства других. Всегда смотри на свои собственные недостатки, но никогда не смотри на недостатки других".
Очень важно распознавать любые тонкие проявления зависти и гордости. Это требует большого усердия в применении осознанности, поскольку эти эмоции особенно трудно опознавать. Когда бы ни возникали подобные мысли, вы должны применить метод, чтобы отказаться от них. В идеале вы устраняете их посредством узнавания: если вы натренированы в удерживании осознанности, вы увидите мысль в момент ее возникновения и распознаете ее пустотную природу. Если вы узнаете ее природу, эта мысль теряет свою энергию и никак не влияет на вас. Если ваша осознанность еще недостаточно сильна, вы можете применить подход бодхисаттвы, представив, что другой человек - это ваша мать, ваш лучший друг, ваш ребенок, и, таким образом, взрастить любовь и сострадание к нему.
Если, в определенных обстоятельствах это трудно, вы можете применять подход пратимокши и размышлять о недостатках этой эмоции, понимая, что результатом действий, к которым она ведет, будет падение в нижние сферы. Вам следует применять один из этих трех методов, в зависимости от ваших способностей в момент омрачения. Вам необходимо практиковать в соответствии со своими способностями, точно так же, как ребенок должен носить детскую одежду, а взрослый - взрослую. Ребенку будет трудно во взрослом костюме. Вкратце, как заключил Будда: "Совершенным образом укроти свой собственный ум - это учение Будды".
Ежедневные напоминания о доброте, сострадании и вашей собственной подлинной природе от Кьябдже Гарчена Ринпоче.


Никогда не приходите в уныние от того что вы теряете осознанность. Вам следует радоваться каждый раз, когда вы узнаете о ее потере. Поскольку сам факт того, что у вас есть понимание потери осознанности, означает то, что вы снова осознанны.
Просто наблюдайте этот процесс утраты и возвращения к осознанности и учитесь у него. Что происходит, когда вы теряете осознанность, и что происходит, когда вы ее снова обретаете?
Направляйте свой интерес на все, что бы ни происходило, будь это позитивным или негативным. Любой опыт (переживание) является Дхаммой, это просто способ того каким образом все проявляется. Хорошее это или плохое – все это ваши суждения. Если у вас имеется правильный взгляд, вы примите все – просто как оно есть.


Невозможно предсказать, когда смерть настигнет нас или кого-то другого. Каждый раз, когда мы расстаемся с кем-то на короткое время, нет уверенности, доведется ли нам встретиться еще раз. Осознание этого может помочь нам перестать цепляться за свои негативные эмоции и как можно быстрее разрешить проблемы, возникающие в отношениях с другими.
Показать полностью…

Горевание - трудная работа души. Посильная, но не окрашенная розовыми рюшами приятностей.
Так часто окружающие стараются выдернуть из этого состояния, отвлечь, прервать, так как мало с кем из нас просто оставались в горе, разделяя правду жизни, в которой новое появляется часто только после проживания тяжелых потерь. А значит и остаться с другими в их горе непонятно как. Вот и кажется, что лучший способ поддержать в горе - выдернуть его, прервать. А нередко - сбежать, дистанцироваться, отморозиться, выключиться.
Мне же кажется, что лучший способ поддержать другого в горе - разделить эту тяжелую правду, эти горькие чувства. Разделить - значит просто включенно и искренне (это ключевое!) остаться рядом в том, что есть.
Но так возможно сделать только после того, как собственный внутренний ад легализован и прожит.
Горевание - это место, внутри которого есть только одна дверь, и только я знаю как туда зайти.
Это место, куда внутри себя могу зайти только я.
Заходя в это свое внутреннее пространство, мне иногда кажется, что я могу оттуда не выйти.
Мне легче, когда я знаю, что рядом с этой дверью в горевание, есть люди, которые переживают за меня и не мешают мне просто быть в этом своем пространстве горя.
Но все равно, внутри горевания, я остаюсь наедине со своими внутренними демонами, болью от потери, горькими слезами и камнем в груди.
Горевание - это пространство внутреннего ада, не достав дна которого, невозможно оттолкнуться, что бы снова полностью вынырнуть в мир.
В горевании, невозможно знать заранее на сколько глубок этот ад, где его дно и сколько времени нужно проделывать работу по прощанию со своими иллюзиями и надеждами, по перебиранию своего прошлого, что бы отделить то, что может остаться лишь воспоминаниями, от того, что является моими истинными ценностями.
Горевание - это искренний диалог самой с собой, обращение к себе, поиск внутренней правды, оплакивание тех мест, от которых оторваны надежды иллюзии и ожидания.
Самыми поддерживающие и одновременно болезненные слова в горевании - это уже произошло, это уже произошло в реальности.
Это маленькая внутренняя смерть, которую можно только принять и оплакивать ее.
Но я знаю, что только погрузившись в глубины этого ада до конца, возможно нащупать дно и оттолкнуться наверх.
Я знаю, что погружаться вниз возможно только тогда, когда я несу в себе достаточно ресурсов, которые погружают меня на глубину. И в этом погружении, как у ныряльщиков из фильма "Голубая безна", есть только одна страховка, только одна нить, позволяющая ориентироваться в этом пространстве - вера, что это когда-нибудь закончится и я стану сильнее.

