Валентина Немчинова
28 ноября 2024
Как отличить взрослое мышление от детского? Ребенок размышляет о себе как о бессмертном, а о жизни как о безграничном количестве возможностей. Это и понятно, взрослые часто говорят ему: "Перед тобой открыт весь мир и множество дорог!" И он пробует, ищет, смотрит по сторонам, открывает новые двери, возвращается назад, снова пробует. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Взрослый же понимает, что жизнь ограничена, и времени скакать с дороги на дорогу не так и много. И выбирает стезю, с которой уже не свернет. И становится мастером. И приходит к нему уважение - своё и окружения. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Главное отличие зрелого пути - человек перестает сравнивать себя с другими, конкурировать. Чужие достижения он расценивает с точки зрения достойного результата и уважения к профессионализму. И стремится стать большим мастером сам, не оглядываясь на других, потому что его путь уникален, и только он сам может его оценить.
В этот момент происходит удивительная штука - мы перестаем сожалеть об упущенных возможностях. Потому что их по факту нет. Мы просто делаем то, что должны. Это хорошо отражается во фразе: сперва я выбираю путь, а потом путь выбирает меня.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Можно ли менять дорогу в зрелом возрасте? Можно, но важно понимать, что это своеобразный перезапуск жизни, вам заново придется подниматься с низов и зарабатывать авторитет. Часто это непосильная ноша для людей, добившихся многого в одной области и желающих сходу быть на такой же ступени авторитетности в другой.
Важно не упустить одну деталь: если вы знаете суть своего призвания, то форму можете менять менее болезненно. Неслучайно люди творческие реализуют себя в разных направлениях - Энтони Хопкинс самовыражается не только как актер, но и как композитор, Джим Керри пишет красивые картины. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Самое сложное - это отдаться своему выбору. Но если почувствовать сердцем глубокий смысл этих слов, то дальше будет легче, и не придется сожалеть об упущенных возможностях.
Одной из странных и завораживающих особенностей тревоги является тот факт, что на самом деле это даже не чувство. Мы ощущаем проявления тревоги в нашем теле и уме, но сама тревога не является реальным чувством, вместо этого она является заменителем наиболее травмирующих чувств, которых мы слишком боимся.
Показать полностью…
ЕЩЁ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
Нелюбовью к себе называют некоторое к себе отношение, при котором себя видят плохим, недостаточным. И на очень поверхностном уровне многие думают, что надо просто начать себя считать хорошим и достаточным, и вуаля. Дело в том, что вот это самообвинение, упрекание, выявление недостатков в себе - это некоторое защитное поведение, рационализация, объяснение себе, отчего мне так плохо. "Был бы я хорош, мне бы не было так плохо". Это попытка это самое "плохо" уменьшить. Но все в результате получается наоборот, чем больше человек видит в себе недостатков, тем еще хуже ему становится.
От чего защищает такая рационализация? От переживания боли, разочарования, печали, грусти в силу того, что они кажутся невыносимыми. И чем больше человек старается их уменьшить, тем дольше тянется его состояние собственной плохости. Открываясь этим чувствам, вы можете обнаружить, что как будто стало еще хуже, как будто эти чувства стали расти. Нет, они не растут, просто вам становится доступен весь их объем и интенсивность, которые вы вынуждены были вытеснить в силу того, что ваша психика не смогла справиться с ними тогда, когда они возникли. Открываясь чувствам, вы открываетесь своему опыту и самому себе, то есть тому, кем вы стали благодаря этому опыту. Опыт формирует личность. Избегание, вытеснение опыта формирует ложную личность.
Важно понимать, что чтобы можно было чувства переживать, необходим ресурс, внешняя поддержка, добрые отношения с другими людьми. И чувства не переживаются за раз. Но чем больше вы открываетесь чувствам, тем больше вы будете замечать, что вы больше всех чувств. Что вы можете их пережить. И тогда вытесненное становится прожитым, и перестает стучаться со дна.
Любовь к себе - это способность открываться своему опыту, не превращая его в объяснения, просто переживая его.
Драйден У. - Семь принципов односессионной терапии (фрагмент)
В этой книге профессор Драйден описывает семь ключевых принципов односессионной терапии (ОСТ). Вначале автор обсуждает природу ОСТ и выдвигает гипотезу о том, что ОСТ нельзя изучать в отрыве от контекста, в котором она применяется. Далее рассматриваются основные характеристики односессионного подхода ("майндсета"), который лежит в основе классической практики ОСТ. Автор объясняет, что речь не идет о попытках втиснуть несколько сессий в одну. ОСТ — это полноценная терапевтическая методика, предлагающая собственный процесс психологических изменений, и автор подробно его исследует.
Один из часто задаваемых вопросов по поводу ОСТ заключается в том, реально ли сформировать продуктивные терапевтические отношения в рамках единственной сессии. Профессор Драйден доказывает, что это вполне возможно, утверждая, что эффективная ОСТ основана на развитии и поддержании хорошего рабочего альянса, и описывая основные особенности такого альянса.
Автор подчеркивает, что эффективная практика ОСТ основана, с одной стороны, на общепринятом представлении о классическом односессионном подходе, а с другой — на индивидуальном вкладе терапевтов в ОСТ, основанном на их представлениях о наиболее эффективных подходах к решению психологических проблем. В качестве иллюстрации профессор Драйден рассказывает о своем вкладе в практику ОСТ и о собственных методах работы.