Василина Андропова
1 октября 2024
Есть такая удивительная штука, что когда я, как родитель, испытываю сильное внутреннее напряжение, то я стараюсь всех окружающих себя людей (супруга, детей, кошку, собаку) подогнать под свое внутреннее состояние.
Находясь в иллюзии того, что я просто строго воспитываю своих домочадцев, я на самом деле пытаюсь сделать так, чтобы всё и все вокруг соответствовали моему внутреннему напряжению.
И чем сильнее скручена моя эмоциональная пружина, тем более требовательным я становлюсь к внешнему миру.
Помню раньше я не мог прийти домой без того, чтобы не помыть пол и не сложить аккуратно все разбросанные вещи. Я оттирал до блеска кухонную плиту и ювелирно складывал салфетки. Утром я всегда делал кашу на воде и строго следил за своим питанием.
Ну и конечно же от близких я требовал соответствовать моим стандартам и так же невротично следить за всем, что они делают и какую грязь за собой оставляют.
При этом раскладе я находился в полной уверенности, что я хороший родитель и хозяин, а домашние удивительным образом считали меня деспотом и невротиком.
Знакомо?
Возникает логичный вопрос, как же тогда жить с другими людьми?)
У меня нет точного ответа на этот вопрос, но есть пара идей для обдумывания:
1. Моё внутреннее напряжение - это моя личная ответственность.
2. Окружающие не обязаны делать что-то, чтобы мне было спокойнее.
3. Между домашними обязанностями и требованием быть идеальным не мусорящим, не шумящим, не косячащим ребёнком и супругом есть большая разница.
4. Если я думаю, что жёсткими требованиями я дисциплинирую и делаю добро, то нет, на самом деле я просто делаю окружающих такими же невротиками, как я.
"Психология личности" (2007), 3-е издание, Асмолов А.Г.
В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в истории природы и общества. С привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни. Особо рассматриваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора — использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением.
Для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов, а также для социологов, этнографов, антропологов, врачей и педагогов.
ПОДБОРКА КНИГ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ
📖 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. — Конфликтология
Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.
С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.
📖 Анцупов А. Я., Баклановский С. В. — Конфликтология в схемах и комментариях
В учебном пособии с позиции системного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, раскрывается универсальная понятийная схема описания конфликтов.
Рассмотрены особенности конфликтов в различных сферах социального взаимодействия, условия и способы их профилактики и конструктивного регулирования.
📖 Гришина Н. В. — Психология конфликта
В книге полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов. Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов - это и многое другое представлено на страницах этой не имеющей аналогов книги.
Она может оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педагогам, социальным работникам, менеджерам, социологам.
📖 Емельянов С. М. — Практикум по конфликтологии
Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных дисциплин современного вузовского образовательного процесса — конфликтологии. Содержание учебного материала представлено темами, которые включают в себя конспективное изложение общей теории конфликта, психологии и социологии конфликта, методические руководства по проведению практических и семинарских занятий на основе современных педагогических технологий, тщательно подобранные проверочные задания.
В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа по курсу конфликтологии. Пособие предназначено для преподавателей, студентов, изучающих курс конфликтологии, для практических психологов и социологов
📖 Кармин А. С. — Конфликтология
Книга представляет собой систематический очерк основных проблем конфликтологии.
Рассматриваются различные типы конфликтов, причины возникновения и варианты развития конфликтных ситуаций, методы диагностики и анализа конфликтов, поведение людей в конфликте. Особое внимание уделяется технологии разрешения конфликтов, анализу разнообразных методик и процедур преодоления разногласий. Рассказывается об одной из наиболее эффективных форм решения конфликтов - медиации (разрешению конфликтов с помощью посредника - медиатора).
В книге широко используется зарубежный опыт, а также опыт социальной работы первого в России Петербургского центра разрешения конфликтов. Книга адресована всем, кто интересуется психологическими аспектами человеческих взаимоотношений, а также желает получить практически полезные знания о том, как решать конфликты.
📖 Леонов Н. И. — Конфликтология
В пособии обобщаются основные подходы в изучении конфликта: социологический, психологический и социально-психологический.
Краткий исторический очерк развития конфликтологии как за рубежом, так и в России позволяет лучше понять ее современное состояние. Изложению специфики конфликта как социального явления и закономерностям его развития посвящены вторая и третья главы пособия. В пособии автором впервые в отечественной конфликтологии излагаются результаты исследования индивидуального стиля поведения в конфликте.
📖 Платонов Ю. П. — Психология конфликтного поведения
Книга «Психология конфликтного поведения» раскрывает различные социально-психологические грани конфликтного поведения как социального феномена столкновения и противоборства субъектов взаимодействия.
В книге также рассматриваются прикладные аспекты конфликтного поведения в различных сферах социальной деятельности человека.
📖 Сельченок К. В. — Прикладная конфликтология. Хрестоматия
Тема конфликта, освещаемая в настоящей хрестоматии, ныне актуальна как никогда раньше. Невероятная сложность жизни в современном обществе неизбежно усугубляет извечное недовольство людей друг другом.
Внимательное изучение работ, собранных в данной хрестоматии, позволит понять, как правильно, с наименьшими издержками, распутывать клубки взаимных претензий и обид. Изучение и применение приведенных здесь конфликтологических техник поможет сделать жизнь более приятной, спокойной и гармоничной.
📖 Соколов С. В. — Социальная конфликтология
Рассматриваются природа и классификация социальных конфликтов.
Социальные конфликты анализируются со стороны социальных противоречий. Общие конфликтологические понятия исследованы в историческом контексте, наполнены жизнью во всей ее сложности. Дан обстоятельный анализ основных социально-экономических, социально-политических и национально-идеологических конфликтов России в XX веке.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА - БОНДАРЕНКО А.Ф. - УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Год выпуска: 2001
Автор: Бондаренко А. Ф.
Жанр: Психология
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Описание: Психологическая помощь как вид практики имеет самое прямое отношение к проблеме смысла. Смысл, как известно, означает таинственное, подчас туманное, по-гречески. Не потому ли, что смысл можно выдумать, чем занимаются богословы и философы? Или изобрести, в чем преуспевают идеологи и демагоги? Или создать, что уже по части искусства? И эти, сотворенные, смыслы могут быть хорошими или плохими, высокими или низкими, простыми или изощренными. Такими, чтобы их можно было принять, или такими, чтобы можно было отвергнуть. Эти смыслы можно изучать, потреблять. Ими можно манипулировать. Даже наслаждаться. Можно и зарабатывать на способах их изготовления, обучая ремеслу, которое называется "методология" или "идеология", или "мастерство" — в зависимости от сферы деятельности.
Каким же должно быть отношение психолога-психотерапевта к проблеме смысла? С каких позиций стоит нам подходить к ней? С позиций науки или с позиций искусства? С позиций философско-идеологически-теологических или с позиций естественно-клинических? От чего мы должны отталкиваться в первую очередь — от специфики личности клиента или от нашего собственного мировидения? В эпоху поразительных достижений нейронауки, сочетающей молекулярную биологию, биофизику и нейропсихологию, вопросы эти представляются далеко не риторическим.
Отличие науки от иных форм сознания и практики в том, что только в науке не выдумывают и не изготавливают смыслы. Наука служит способам их открытия. И лишь вследствие этой счастливой особенности человеческого интеллекта — не измышлять, а постигать — открываются смыслы, которые принадлежат природе вещей и потому безотносительны к любым оценкам и отношениям. Они сами выступают онтологическим основанием для выработки тех или иных норм и принципов существования. Открытые ученым явления, закономерности или законы нельзя принять или не принять, оценить как хорошие или плохие. Их можно либо учитывать и сообразовываться с ними, либо игнорировать, воспроизводя в себе неандертальца.
Беда лишь в том, что научные истины порой мало совместимы с ценностью единичной и конечной человеческой жизни. Возможно, в этом и состоит существо противоречия между психологией академический и психологией практической. В тексте третьего издания, исправленном и дополненном, я пытаюсь, как и прежде, совместить науку и гуманизм в синтезе психотехнического действования.
В книге профессора А.Ф. Бондаренко впервые в отечественной психологии дается систематизированное описание основных направлений современной психотерапии и психологического консультирования. В контексте общепризнанных психотерапевтических парадигм восстановлена отечественная психотерапевтическая традиция, восходящая к классической русской философии. Отличительной чертой издания является описание реальных ситуаций психологической помощи из личного опыта автора.
Книга предназначена для студентов психологических факультетов, а также широкого круга специалистов смежных профессий.