Ольга Фролова
27 июля 2024
ВДРУГ, ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ… ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС
ИНТЕРВЬЮ С ВЕДУЩИМ АРТТЕРАПЕВТОМ РОССИИ ТАТЬЯНОЙ КОЛОШИНОЙ
Помните, как герой анекдота возмущался, что ему продали бракованные новогодние шарики, которые не радуют? Бывает так, что жизнь идет своим чередом, нет поводов для беспокойства и недовольства, внешне ничего не поменялось, но ничего не радует! То, что раньше интересовало, стало скучным. Возможно, это он – экзистенциальный кризис. Психолог Ирина Соловьева побеседовала об этом с ведущим арттерапевтом России Татьяной Юрьевной Колошиной.
В.: Татьяна Юрьевна, что же это за кризис с таким «страшно серьезным» названием – экзистенциальный?
ТАТЬЯНА КОЛОШИНА: Давайте начнем со слова «кризис». Дословный перевод с греческого – «поворотный пункт». Кризис – препятствие, которое встретилось на жизненном пути, и оно может изменить весь путь, точнее – движение по нему. Шел человек, шел, и вдруг – препятствие! Нарушается естественный ход вещей. Продолжать жить так, как вчера, невозможно, а как жить по-новому – неизвестно.
А вот по-японски кризис обозначается двумя иероглифами. Если рассмотреть их по отдельности, то верхний обозначает «опасность», а нижний – «нереализованные возможности». Избегая опасности, мы теряем возможности. Да, в кризисе плохо, странно, непонятно, но надо через это пройти!
В.: Какие препятствия становятся для нас судьбоносными?
Т.К.: Таким препятствием может стать травма, горе, тяжелые события. Мы можем разделить их на две группы: правильные и неправильные. К первым относятся закономерные препятствия, все мы с ними сталкиваемся. Так, экзистенциальные кризисы – правильные кризисы, которые должны быть и будут все равно, хотим мы этого или нет. Они происходят в жизни с определенной регулярностью, в результате человек пересматривает всю свою жизнь.
А вот неправильные – это те кризисы, которых в идеале не должно быть, например насилие, потеря, катастрофа.
В.: Как проявляется экзистенциальный кризис?
Т.К.: Он осознается неожиданно: то самое сказочное «Вдруг, откуда ни возьмись…». Так накопленное количество опыта переходит в качество. Страшно оттого, что объективно ничего не произошло, а внутренние переживания есть. Переживания растерянности, испуга, непонимания, внутреннее напряжение. На человека обрушивается бессмысленность происходящего. Могут быть нарушения сна, пищевого поведения. Странные сны, именно странные, непонятные, а не страшные. Может даже измениться течение времени: оно кажется быстрее или медленнее. В глазах застывает вопрос. Жизнь меняется по всем базовым параметрам.
Человек вынужден меняться. Даже если ему кажется, что он не изменился, это не так. Он медленно накапливает изменения и вдруг понимает, что теперь ему неинтересно то, что буквально завораживало вчера. Изменился вкус, восприятие мира. Раньше он не видел, как красиво кривое дерево под окном, и вдруг заметил эту красоту – спустя десять лет. Он понимает: это он изменился, не мир. Такие перемены его поражают… и пугают.
5 ВИДОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ
1. РОЖДЕНИЕ Появление на свет – сильнейший кризис: обратного хода нет. Ничего непонятно: кто я? Где я? Важно, как именно ребенок появился на свет, как мир его встретил. Должен принять с любовью, ожиданием, теплом, вниманием, безопасностью. Это сказывается на всей будущей жизни.
2. ПУБЕРТАТ Ребенок прощается с детством и смутно догадывается, что уже навсегда. Сам кризис подросткового возраста мы можем не помнить, а вот родители помнят, им было непросто. Если у вас ребенок 10–11 лет – готовьтесь. Пик кризиса приходится на 13 лет. Любой подросток почти гениален. Это совпадает с пиком креативности – потом мы всего лишь восполняем знания.
3. КРИЗИС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Накатывает около 30 лет. Помните Данте? «Земную жизнь пройдя до половины…» К этому времени человек уже имеет семью, профессию, работает, жизнь устоялась. И вдруг ему приходит в голову мысль: «Зачем все это? Не ошибся ли я? Может, все поменять?» Это самый незаметный кризис, часто протекает без осознавания.
4. КРИЗИС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ЖИЗНИ В 50 лет звучат те же вопросы, но впереди уже меньше, чем позади. Это серьезное столкновение с осознаванием смертности, вот что самое болезненное. В молодости между нами и смертью стоят предки, но постепенно уходят бабушки-дедушки, потом родители, и теперь на краю сам человек. Это уже подведение итогов – чтобы понять, как и куда двигаться дальше.
5. УМИРАНИЕ Мы приходим и уходим, и уходить тоже надо правильно. Поэтому все традиционные культуры придумывали ритуалы облегчения прихода-ухода, а потом эту роль стала играть религия.
В.: И что тогда делать?
Т.К.: Чтобы дальше строить свою жизнь, важно ответить на пять экзистенциальных вопросов.
Первый – «Кто я?» – определение идентичности. В разном возрасте на этот вопрос человек дает разные ответы. Маленький ребенок назовет то слово, каким его называют родители. Если «рыбкой», то скажет: «Я – рыбка». Чуть повзрослел – назовет имя, потом к нему добавится фамилия: «Маша Иванова», и так далее. Во взрослости сложнее. Когда-то это может быть профессия, род занятия. И мы понимаем, что именно сейчас является главным для человека. В течение жизни меняются приоритеты, когда-то важнее родительство, когда-то – профессиональная самореализация, и это – нормально. Любому человеку дано вырасти внутренне настолько, чтобы когда-нибудь на вопрос «Кто я?» он ответил: «Я человек». И понял, что остальное неважно.
На второй вопрос – «Что я?» – ответить уже сложнее. При этом нужно понять, кто ты в мире, определить не только себя как точку в пространстве, но и пространство вокруг этой точки. Скажем, не просто «Я – женщина», но и «Я любима мужчиной», «Я нужна своим детям и внукам».
Следующий важный вопрос – «Где я?» – помогает определить, где ты сейчас на своем жизненном пути, каково быть в этой точке: хорошо? Плохо? Радостно? Горько? Не ответив на этот вопрос, нельзя двигаться дальше, ведь тогда нет начальной координаты. Представьте: гость заблудился, не может найти ваш дом, звонит за помощью. Первый вопрос, который вы зададите: «А где ты сейчас? Ах, возле булочной, тогда понятно – поверни направо…» Нет начальной точки – нет движения.
Вопросом «Куда я?» (иду по жизни, как я хочу жить, каким видеть мир вокруг себя, как менять себя) мы задаем желаемую точку, указываем путь. Когда человек отвечает себе на этот вопрос, у него появляется убеждение: когда он достигнет заветной цели, тут-то счастье и наступит. Но, оказавшись в этой точке, чувствует себя счастливым недолго. Какая-то сила заставляет его искать следующую координату, ставить новую цель.
Завершающий вопрос – «Зачем я?» – о смысле жизни. Он предлагает задуматься, для чего мы живем.
Конечно, эти вопросы не имеют правильных или неправильных ответов. Бесполезно спрашивать других, обращаться к учителям. Это только твое жизненное испытание, и ты должен пройти через него сам. Ответы на такие вопросы невозможно получить извне.
В.: Почему, достигнув своей мечты, некоторые начинают пить, впадают в депрессию, а иногда даже доходят до суицида?
Т.К.: Когда человек достиг, чего хотел, он счастлив. Но какое-то время. Приходит пора ставить новую цель. И кто-то отказывается от перемен из страха потерять имеющееся. Что тогда? Развитие прекращается, и вариантов остается мало: суицид, аддикции (зависимости), болезни. Это неправда, что «лучшее – враг хорошего». Главное – чтобы человек шел вперед. Остановиться в своем развитии – хуже всего. Уж лучше ошибиться, разочароваться – но ты хотя бы попробовал, ты не стоял на месте!
В тот момент, когда на жизненном пути возникает препятствие, люди часто начинают задаваться бессмысленным вопросом: «За что мне это?» И это мешает развитию. Особенность экзистенциальных кризисов в том, что они необходимы и полезны.
Помните в сказках богатыря на распутье? Герой сказки куда-то по важному делу отправился, и вдруг дорогу ему преграждает былинный камень с загадочными словами: «Направо поедешь – коня потеряешь» – и так далее. Герою надо сделать выбор, по всем дорогам разом ехать нельзя. Ему легче, чем нам: у него есть подсказка – что на какой дороге ждет. А в жизни даже подсказок нет.
В.: Что может облегчить решение?
Т.К.: Первое – знание, что правильных ответов нет. Главное – ответить хоть как-то, двинуться вперед!
Вторая подсказка: ты не одинок в своей проблеме, все люди так устроены. С тобой все в порядке, такие переживания бывают у всех и всегда, во все века, во все времена, со всеми людьми. Это плата за разум – пользуйся им!
Третья: не стоит медлить с ответом. Остановка приводит к депрессиям, алкоголизму и еще куче неприятных вещей.
Есть замечательный анекдот на эту тему. Подъезжает Илья Муромец к былинному камню, читает надписи: «Направо поедешь – по морде получишь, налево поедешь – по морде получишь, прямо поедешь – по морде получишь». Пригорюнился, не знает, что делать. И тут голос сверху: «Слышь, мужик, давай быстрей определяйся, а то прямо здесь по морде получишь!»
То есть, откладывая выбор, мы все равно расплачиваемся.
В.: Как помочь тому, кто проходит через экзистенциальный кризис?
Т.К.: Каждый из нас уже знакомился с таким кризисом, даже если этого не заметил. Например, после школы, института мы решали глобально – что дальше. Все так или иначе это решили, никто не стоит до сих пор с дипломом в руках на пороге института.
Это сложный период в жизни. Если ваш близкий переживает такой период, просто будьте рядом, эмоционально поддерживайте его и… не мешайте. Куколка умирает, чтобы родилась бабочка. Старое уходит, появляется новое. Пройти такой кризис могут все.
Но если переживания слишком сильны, лучше обратиться к специалисту. Например, человек перестает выходить из дома, теряет социальную адаптацию. Пытаться вернуть ему смысл жизни – ошибка. В этот момент его надо просто выслушивать и не давать никаких советов. Именно в этом помощь специалиста: объяснить, что его переживание кризиса закономерно, правильно и закончится хорошо. Запрещено медикаментозное лечение.
По сути, экзистенциальный кризис – экзамен, который покажет, можете ли вы перейти на следующий курс. Это неприятно, но необходимо. И тогда начнется новый этап жизни.
РАЗВИТИЕ - ЭТО ПРОЖИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ И ПОТЕРЬ
Хотим мы или нет, но горевание – это один из важнейших жизненных навыков.
Очень часто мы принимаем одну сторону жизни – это получение желаемого, стремление к достижениям и радости обретения, но почему-то отказываемся принимать другую сторону жизни – горевание о том, что не получилось и не удалось.
Во многом на такое положение вещей влияют нарциссичные лозунги нашего времени – все, что не достижение и не победа, лучше прятать и скрывать. Это как будто стыдно, это как будто лузерство, и еще непонятно, как это - горевать. Ну, и непонятно – зачем? Не лучше ли отрицать, если что не получилось?
Между тем, вся наша жизнь состоит из того, что удалось, и того, что не удалось, и нам важно уметь проживать и то, и другое.
Горевание об упущенном и не сбывшемся не менее важно, чем празднование побед и присвоение достижений.
Горевание позволяет не только очертить границы наших возможностей, но и простившись с исчерпанными и упущенными возможностями, двигаться дальше.
Неумение горевать приводит к тому, что мы зависаем в депрессии, и отрицаем часть себя и часть жизни.
И то и другое останавливает наше развитие.
До того момента, пока мы не восстановим способность оплакивать и отгоревывать то, чье время прошло, и то, что не удалось.