
Алена Тихонова
8 апреля 2025
Наступает в вашей жизни такое время, когда вы отходите от драмы и людей, ее создающих. Вы окружаете себя людьми, с которыми вы смеетесь. Вы забываете плохое и фокусируетесь на хорошем. Любите людей, которые относятся к вам правильно, и молитесь за остальных. Жизнь так коротка, проживайте ее не иначе как счастливо. Падать — часть жизни, подниматься на ноги — ее проживание. Быть живым — это подарок, а быть счастливым — это ваш выбор.
Показать полностью…

Отпустите прошлое с любовью, будьте благодарны ему за то, что оно привело вас к подобному осознанию.
Доброе утро, Мир!


АСАНЫ ДЛЯ ПЛОСКОГО ЖИВОТА
1. Сарвангасана( поза на лопатках). Выполняем асану аккуратно, не спеша. Постепенно отрывает ноги, таз, поясницу и лопатки от пола, выходим в “березку”. Главная задача – держать спину максимально прямой, не зажимая область шеи( пытаться вытянуть шейные позвонки), упор делать на заднюю часть головы и плечи.
Удерживать 10-15 секунд по 2-3 повтора.
2. Навасана( поза лодки). Выполняем асану с максимально прямой спиной, балансируя на копчике и ягодицах.
Удерживать от 10 сек до минуты.
3. Джатхара Паривартанасана (скрученный живот). На выдохе опускаем ноги к руке, пытаемся не касаться пола. На вдохе поднимаем ноги и выполняем асану в другую сторону.
Выполнить несколько раз.
4. Сету Бандха Сарвангасана (поза моста). Удерживать асану 30-60 секунд, дышать ровно.
5. Чатуранга Дандасана ( поза планки). При выполнении асаны вживаем копчик в себя, чтобы тело образовало одну прямую линию. Также важно не прогибаться в пояснице и не округлять спину.
Удерживаем 1-2 минуты.
6. Ширшасана ( стойка на голове). Эта асана при подъеме прямых ног здорово задействует мышцы пресса. За счет правильного распределения центра тяжести ( таз уходит назад), прямые ноги поднимаем вверх, постепенно выравнивая таз. Для проработки мышц пресса можно опускать и поднимать ноги в этой позе.


Первые две ступени, яма и нияма, — это этические правила йоги, которые обязательно предшествуют «асанам», то есть физическим упражнениям.
Яма включает в себя пять принципов. Первый принцип — ахимса — учит не причинять вред живым существам. Второй принцип — сатья — правдивость — это воздержание не только от лжи, но и от самообмана. Третий принцип — астея — неприсвоение чужого, недопущение воровства. Четвертый — апариграха — отказ от обладания ненужными вещами, от стяжательства. Пятый — брахмачарья — воздержание, отстранение от чувственности в широком смысле. Нужно заметить, что разные учителя йоги склонны давать принципам разную трактовку: так, брахмачарья может считаться в одной традиции полным сексуальным воздержанием, а в другой — сексуальной умеренностью, допускающей близость с одним партнером.
Следующая ступень, нияма, переходит от ограничений к рекомендациям. Считается, что с освоением первой ступени йоги сознание ученика освобождается от пороков и готово принять добродетели, среди которых также выделяют пять основных. Шауча — чистота, внешняя и внутренняя. Сантоша — удовлетворенность тем, что имеешь. Тапас — усердие в практике, самодисциплина. Свадхъяя — самопознание и изучение духовной литературы. Ишвара-пранидхана — вверение себя Высшему началу, посвящение плодов всех своих действий божественной силе. Кроме того, в некоторых других традициях указываются и дополнительные принципы ниямы — это сауманасья (благожелательность), нигара (бесстрастность), ман-дхатар (вдумчивость), аваща (независимость), мантра-видья (знание мантр), дамсанавант (обладание необыкновенной силой) и нишпратидвандва (отказ от наличия противников).
Далее практикующий приступает к асанам — упражнениям, соответствующим третьей ступени. Асаны нужны для тренировки тела. Подход утилитарный: здоровый человек может с легкостью переносить часы неподвижного сидения в медитации. Умение концентрироваться на ощущениях в мышцах облегчает процесс освоения медитативных техник, а вытянутый позвоночник и раскрытые суставы способствуют выравниванию внутренних энергетических каналов. Списка обязательных к выполнению асан «Йога-сутры» Патанджали не дают, но их приводят другие источники, например, «Хатха-йога Прадипика» (датируется XV-XVI веками н. э.). Здесь асаны формируются в определенные последовательности, начинающиеся с цикла Сурья Намаскар («Приветствие Солнцу»), повторенного несколько раз. Затем следуют позы стоя, наклоны, позы сидя, лежа, перевернутые позы и завершающая Шавасана. Так, регулярно практикуя асаны и сделав свое тело выносливым, ученик направляет внимание внутрь и осваивает следующие ступени.
Пранаяма — четвертая ступень йоги, посвящена управлению первичной энергией Вселенной, праной. Пранаяма учит контролировать дыхание с помощью специальных техник. Чередуя глубокое, среднее и поверхностное дыхание, активно используя задержки на выдохе и вдохе, а также направляя дыхание в определенные участки тела, йогин накапливает жизненную энергию и использует ее для своих целей. Все клетки тела (в том числе и головного мозга) в процессе дыхательной гимнастики получают огромное количество кислорода.
Одновременно с успокоением ума и расслаблением тела (приятные «побочные эффекты» от техник пранаямы) накапливается жизненная сила. Важно, что в процессе освоения каждой последующей ступени йоги предыдущая не забывается. Все знания складываются и дополняют друг друга. Так, освоив техники пранаямы, ученик может использовать их для более быстрого прогресса в асанах: разогретое дыханием тело становится гибче и послушнее.
Пятая ступень йоги — пратьяхара, практика отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены, удержание состояния «здесь и сейчас». Воспринимать происходящее, но не позволять уму фиксироваться ни на внешних, ни на внутренних объектах, — вот главная задача йогина на этом этапе. Постигнув пратьяхару, ученик начинает воспринимать все явления безоценочно, освободившись от влияния эмоций и чувств, и остается один на один со своим сознанием. Именно пятая ступень является, упрощенно говоря, переходом от «прикладной» йоги к «умозрительным» духовным практикам.
Следующая ступень — дхарана, полная концентрация ума на каком-либо одном объекте. Суетливый поток мыслей останавливается, ум не перескакивает с предмета на предмет и сознание однонаправлено. Глубокая концентрация на одном объекте в течение 12 секунд — это дхарана, а 12 таких дхаран — это уже дхьяна, седьмая ступень йоги.
На этой стадии йогин осознает только то, что он существует, и то, что является объектом его медитации. Упорная практика дхараны и дхьяны в конечном итоге приведет к последней ступени восьмеричного пути — самадхи, состоянию сверхсознания, на котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, и индивидуальное сознание (как микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосмом). Состояние самадхи предшествует полному освобождению — от страданий, вызванных желаниями беспокойного ума, и от перерождений.
Йога — древнее, глубокое, мощное по своему потенциальному воздействию учение, и каждый может почерпнуть из него все, что захочет. Сегодня учение раскрошено на множество простых и прикладных методик. Йога для похудения, йога для беременных, йога для зрения, йога для более эффективных тренировок в каком-либо виде спорта…
Какую бы школу йоги вы ни выбрали, важно помнить, что ни трактаты, ни учителя не заставят вас стать строгим аскетом, принять вегетарианство, петь гимны каким-либо богам или закручиваться в бублик без веской на то причины. Это и не средство, и не цель. Но они обязательно заставят вас обратить внимание на свою жизнь, а не только на осанку. Откуда берутся усталость и суета? Почему такое нагромождение в мыслях, вещах и делах? Что в действительности значит «расслабление», или «принятие», или «важность процесса, а не результата»? Все, чему учит йога, — это осознанность, ответственность и спокойствие.
«Йога читта вритти ниродха» — «Йога есть остановка колебаний ума».Поочерёдное дыхание ноздрями
Есть такое упражнение - надисодхана пранаяма, что в переводе означает очистка каналов. Второе название - Анулома вилома или альтернативное дыхание. Редко кто обращает внимание на то, что дышит сначала через одну ноздрю, а примерно через час начинает дышать через другую. Во время дыхания через вторую ноздрю тоже проходит воздух, но гораздо меньше. Если дыхание рассматривать с позиции йоги, то это означает, что два энергетических канала, пангала и ида, которые выходят из ноздрей, периодически меняют преобладание. Поочередное дыхание ноздрями уравновешивает энергии пингалы и иды.
Совершенное равновесие женской и мужской энергии обеспечивается надисодханой или ха-тха. Это способствует достижению уравновешивания психофизического состояния. Кроме того, за счет этой пранаямы очищаются тонкие каналы нади.
Когда будете заниматься надисодханой, количество времени для поочередного закрытия ноздрей, следует увеличивать, но не настолько чтобы это вызвало ощущение дискомфорта.
Пальцами правой руки нужно поочередно закрывать ноздри. Это необходимо для того, чтобы воздух мог проходить во время сеанса только через одну ноздрю. Правую ноздрю нужно закрывать большим пальцем, а левую – средним или безымянным. Правую руку можно поддерживать левой рукой, если она устала.
Через левую ноздрю проходит лунный канал - канал Ида. Левая ноздря отвечает за лунную энергию, силу красоты, радость и наслаждение.
Через правую ноздрю, которая связана с солнечной энергией, силой и жаром проходит солнечный канал - канал Пингала.
Анулома вилома пранаяма выполняется с задержкой дыхания, но можно и без задержки.
Анулома виломаНачинать занятие нужно с медленного вдоха и выдоха через левую ноздрю. Большим пальцем правой руки нужно закрыть правую ноздрю. Сильно давить на нее не нужно, только слегка зажать, не давая проходу воздуха. Затем, через левую ноздрю нужно сделать глубокий вдох. После вдоха нужно ненадолго задержать дыхание, потом закрыть левую ноздрю и через правую ноздрю сделать выдох. Затем нужно делать вдохи и выдохи, наоборот: через правую ноздрю нужно вдыхать, а через левую выдыхать. Эти два вдоха формируют один полный круг. Можно начать с 12 кругов, постепенно увеличивая их количество до 24 и более.
Не забудьте, что при дыхании нужно постоянно менять ноздри. Если вы вдохнули левой ноздрей, то выдыхать нужно правой. Вдох делается через ту ноздрю, через которую был сделан предыдущий выдох. Дышать необходимо полной грудью. Нужно вбирать в легкие воздуха как можно больше и выдыхать полностью, без остатка.
Скорость и сила дыхания
Есть три варианта Анулома вилома пранаямы: быстро и с большой силой, со средней силой и скоростью, медленно и со слабой силой.
При выполнении этой пранаямы медленно, за минуту вы проходите 4-10 кругов. К одному циклу относится один вдох через левую ноздрю и выдох через правую. Затем вдох через правую, а выдох через левую ноздрю. Это лучший вариант упражнений для слабых людей, пожилых, страдающих высоким артериальным давлением и болезнями сердца.
Со средней силой и скоростью в течение одной минуты нужно пройти 10-30 кругов. Такими упражнениями нужно заниматься здоровым мужчинам и женщинам.
К быстрому темпу относится выполнение 30-70 кругов в минуту, а для людей с опытом, даже больше. Но в быстром темпе, чтобы не навредить себе, этот вид пранаямы желательно выполнять под наблюдением учителя йоги.

