Психологические последствия восприятия ребенком сцен жестокого обращения с животными
Психологическая газета

«В настоящее время в обществе и средствах массовой информации активно и целенаправленно обсуждается проблема безнадзорных животных, которым предлагается присвоить статус общественно опасного явления. Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Государственной Думы предлагает применение жестких мер по уничтожению безнадзорных животных, мотивируя это заботой о безопасности людей и, в частности, детей. Эта инициатива вызывает активное сопротивление значительной части нашего общества, считающей предлагаемые меры не только неэффективными, но и в открытой форме ущемляющими коренные интересы именно той части общества, на защиту которой они направлены. Речь идет о детях.
Постараюсь выразить свою гражданскую, личную и профессиональную позицию по этому вопросу.
Психологам часто приходится профессионально иметь дело с людьми, которые в детстве стали свидетелями или участниками жестокого обращения с другими людьми или животными. И всегда это — незалеченная травма, искажающая и увечащая психику человека на всю жизнь.
Даже если ребенок не был непосредственным свидетелем совершенного злодеяния, а только слышал об этом или смотрел видео, это оказывает неизгладимое и трагическое воздействие на его душу. Наиболее частым последствием такого события является чудовищный страх, ибо после этого ребенок чувствует и понимает, что в его мире нет безопасности, нет защиты, нет гарантий. Устройство детской психики таково, что все наблюдаемое ребенок переносит на себя, свою жизнь. Он может представлять себя на месте жертвы жестокости, чувствовать чужую боль как свою, особенно если это чувствительный, эмпатичный ребенок. Напротив, менее эмоциональные и эмпатичные дети могут представлять себя в роли агрессора, чувствуя патологическое удовольствие от воображаемой силы и властвования чужой жизнью. Детская психика слабо дифференцирует воображение и реальность — и вот уже мы видим воспроизведение жестоких сценариев в реальную жизнь в виде буллинга, школьных нападений, беспричинной жестокости к сверстникам и младшим, вообще к более слабым…»
«…При обсуждении мер защиты людей от бродячих животных как-то легко забывается, откуда берутся эти кошки и собаки на улицах городов и деревень. Даже если убить все живое вокруг, вряд ли нам удастся защитить самих себя от последствий собственного зла и безответственности. Ответственность обязательно приходит, только не всякий способен увидеть связь ее причин и следствий.
Во имя будущего своих детей, во имя безопасной старости и зрелости нас самих, во имя крепости и добра в наших домах и семьях мы должны посмотреть на себя и осознать В СЕБЕ, а не в беззащитных животных причину возникшей проблемы. Выстрелами и петлями на улицах мы ее не решим, а обеспечим ей вечную жизнь, страшное бессмертие зла, в конечном счете оплаченного жизнями — наших близких, наших детей, нас самих».