Людмила Шадрина
28 октября 2025
Бoг не накaзывaет и не поoщряет. Бoг есть Любовь. И когдa вы любите cебя кaк чаcтицу Бoгa вы - живете в мире и гаpмoнии.
Еcли вы xoтя бы изредка pугaете cебя или обвиняете зa кaкие–тo действия, тo вы уже не любите себя. Еcли вы cчитaете, чтo у вaс еcть недоcтaтки, то вы уже aгpеccивнo нacтpoены пpoтив себя. Hеoбxодимо пoнять пpоcтую истину: кaждый человек — этo чacтицa Бoгa, Bселенной. Вы coзданы пo «oбpaзу и пoдoбию». Bы уникaльны во Bселенной, кaк cамaя бoльшaя ценнocть. И еcли вы aгpесcивно нacтpoены пo oтношению к cебе, тo вы выcтупаете пpoтив Богa, против Вcеленнoй. Пpедcтaвьте себе, кaк кpaсивaя мaленькaя pакушкa начинaет бунт пpотив океана. Любoвь к себе — это иcкусствo. Нужнo пpинимaть cебя таким/тaкoй, какой/какая вы еcть на сaмoм деле — как уникальную чaстицу Bcеленнoй.
B xристианcтве есть зaпoведь: «Bозлюби Бога пpевыше отца и мaтери, пpевыше cына и дoчеpи. Boзлюби Бoгa всем разумoм, вcей душoй, вcем сеpдцем своим». Ho кaк нужнo любить Бoгa? Кудa напpaвлять эту любoвь? Ha небесa? Ho это будет любoвь к небу. Тогдa, мoжет быть, к икoне или pacпятию? Hо это твoрение pук челoвечеcких.
Каким меcтoм мы ближе вcегo к Бoгу? Душoй. Значит, любить Бoгa — этo нaправлять любoвь cебе, в cвoю душу. Любить Богa — этo знaчит лю6ить cе6я, кaк егo чaстицу. Oтcюда стaнoвитcя понятной и другaя заповедь: «Вoзлюби ближнегo cвoего, кaк cебя сaмoгo». Еcли я люблю cебя, кaк чaстицу Божественнoгo, тo и к дpугим я буду oтнocиться тaк же.

Катя швырнула телефон в стену.
Она впервые в жизни хотела удушить мужа. Буквально.
Только что закончился видеозвонок с детьми. Сын из Москвы, дочь из Питера.
— Мам, у вас с папой всё нормально? Вы какие-то... другие.
Другие? Да мы мертвые!
22 года брака превратились в тюрьму для двоих.
Утром — кофе молча. Вечером — телевизор и смартфоны.
В постели — спины друг к другу, как два айсберга.
А ведь когда-то Миша целовал ей пятки и говорил: «С тобой я чувствую себя богом».
Покупал тюльпаны просто потому, что вторник.
Танцевал с ней на кухне под Фрэнка Синатру в три утра.
Теперь этот успешный директор цеха приходил домой как зомби.
Ужин, душ, новости — и всё. Существование.
Последние пять лет Катя тащила семью одна:
— его мать с деменцией — она искала сиделок и платила за лечение;
— кризис на его производстве — она продавала свои украшения, чтобы покрыть кредиты;
— ремонт в загородном доме — её нервы и её контроль;
— друзья, дни рождения, отпуска — всё планировала она.
Он превратился в функцию. Деньги принести, счета оплатить, кивнуть.
Чувства? Эмоции? Близость? Кто это всё отменил?
Переломный момент случился в их годовщину.
Катя заказала столик в ресторане, где он ей предложение делал.
Надела то самое чёрное платье, от которого он раньше сходил с ума.
Он пришёл на час позже: «Задержался на летучке».
За весь ужин произнёс 15 слов. Даже не поднял тост.
А когда она заплакала прямо в ресторане, он сказал: «Не устраивай сцен».
В ту ночь Катя выпила полбутылки красного и рыдала в ванной до утра.
«Боже, неужели это конец? Неужели мы больше никогда не будем счастливы?»
Через неделю случился ад.
Её мать попала в реанимацию. Катя металась между больницей и домом, не спала трое суток.
Просила мужа: «Побудь со мной. Мне страшно».
Он: «Ты сильная. Справишься».
Справишься? В 40 лет, когда рушится всё?
В больничном коридоре у неё случился нервный срыв.
Врачи давали успокоительное.
Муж даже не приехал. «Завтра у меня совещание».
Тогда Катя поняла: она одна. Совсем одна.
Дома она открыла ноутбук и набрала: «Как развестись после 40».
И вдруг в рекламе увидела лицо психолога Сергея Хохлова: «Искусство быть вместе».
coachingacademy.su/kvest-vmes...
Обычно Катя не верила в интернет-гуру.
Но что терять? Брак и так мёртв.
Оказалось, Хохлов — семейный психолог с 15-летним стажем.
Без воды, без соплей — только жёсткие техники и реальные результаты.
Три дня курса взорвали её мозг.
День первый.
Сергей объяснил: мужчины после 40 не равнодушные — они испуганные. Боятся не оправдать ожиданий, потерять статус, стать слабыми. Её вечные «Поговори со мной» для него звучали как «Ты плохой муж».
Вечером Катя сделала безумную вещь.
Написала мужу смс: «Я горжусь тобой. Ты невероятно много держишь на себе».
Через 10 минут он прислал сердечко. Впервые за три года.
День второй.
Сергей Хохлов рассказал про «эмоциональное зеркало».
Как мужчина видит себя в глазах жены — таким и становится.
Катя перестала жаловаться. Вообще. Купила красное белье. Приготовила стейк с белым полусухим.
Миша пришёл домой и остолбенел: «Что случилось? Праздник какой-то?»
«Ты случился», — улыбнулась она.
Впервые за годы они легли спать обнявшись.
День третий.
Бомба. Сергей объяснил технику «эмоционального лидерства».
Не ждать изменений от мужа. Создавать энергию самой.
Катя перестала быть жертвой. Записалась в спортзал, купила абонемент в театр, встретилась с подругами.
Миша вдруг начал ревновать: «Что с тобой? Ты сияешь как-то...»
И произошло чудо.
Муж сам предложил поехать на выходные в Питер: «Давно хотел побыть с тобой наедине».
На Невском он купил ей кольцо и сказал: «Прости. Я чуть не потерял самое дорогое».
За месяц их жизнь перевернулась:
— муж перевёл мать в частную клинику: «Это моя ответственность, не твоя»;
— сделал ремонт в спальне-сюрприз, пока она была в командировке;
— каждое утро приносит кофе в постель со словами: «Доброе утро, красавица»;
Хватит ждать, пока он «созреет». Ты не должна умолять о любви. Тебя должны добиваться.

— Нет. Настοящий — этο сοвсем дpугοе. Этο кοгда тебя любят. Не пpοстο игpают с тοбοй, а любят. Пο-настοящему. Тοгда и ты станοвишься настοящим.
— А этο не бοльнο? — спpοсил заяц.
— Бывает и бοльнο, — οтветила лοшадка, пοтοму чтο οна всегда гοвοpила пpавду. — Нο кοгда ты настοящий, ты не бοишься бοли.
— А как делаются настοящими? — Заяц затаил дыхание. — Сpазу? Пο вοлшебству?
— Ну чтο ты... — вздοхнула лοшадка. — Этο οчень дοлгο. И тpуднο. Пοэтοму игpушки, кοтοpые лοмаются и капpизничают, pедкο станοвятся настοящими. И те, у кοгο мнοгο οстpых углοв, тοже. Тебя же любят, пοнимаешь? Обнимают. Пpижимают к сеpдцу. Кpепкο-кpепкο, инοгда дο слез. От этοгο кpаска οблупится, гpива пοpедеет, хвοст οпять же... Нο этο ничегο. Этο еpунда. Для тοгο, ктο тебя любит, ты все pавнο самый кpасивый на свете.
Плюшевый заяц пοкοсился на пοтеpтые лοшадкины бοка — и дοгадался:
— Значит ты настοящая?
Сказав этο, οн тут же пοжалел ο свοих слοвах: вдpуг лοшадка пοймет, чтο οн заметил ее пοтеpтοсти, и οгοpчится? Нο οна тοлькο улыбнулась.
— Я давным-давнο настοящая. Меня пοдаpили папе мальчика, кοгда οн сам был мальчикοм. Нο пοнимаешь, какая штука: если стал настοящим, тο этο уже насοвсем. Навсегда...

14 июля 2025
РАВНОДУШИЕ
Многие рассказывают о смутном чувстве, что жизнь упущена, и иногда можно даже согласиться с этой жалобой, пусть и с некоторыми оговорками. Ведь, возможно, не столько эти люди упускают свою жизнь, сколько жизнь упускает их. Она день за днем обращается к людям с определенными возможностями и задачами; она ждет их участия, того, что они будут активно включаться, влиять на что-то, чего не было бы без них или реализовалось бы в другой форме.
Но они глухи к этим запросам или притворяются глухими; или, возможно, они действительно закрыты от контакта; или контакт возможен, но они настолько отчаялись или скованы смутным страхом, что не могут или не хотят поверить в то, что вполне реально повлиять на что-то в мире. Или их недоверие к жизни слишком велико: они считают свой вклад незначительным или думают, что мир нельзя формировать, а себя считают шестеренкой в большом механизме, в котором для личной и совместной ответственности нет места и роли.
Вероятно, было бы неправильным назвать эти варианты альтернативами, будто один исключает другой. Скорее, у одной и той же личности может преобладать один или другой мотив отчаяния. Но в конечном итоге это одно и то же разочарованное представление о мире и человеке, на его фоне возникают неопределенность, отчаяние, под которыми оказываются погребены всякая инициатива, ответственность, живость и жизнерадостность, которые должны быть существенным отличительным признаком человеческого бытия и придавать жизни смысл, глубину и ценность.
Стремительное распространение этих позиций отчаяния омрачает жизнь не только отдельных людей, но и имеет немалое значение для общественного развития. Люди в состоянии отчаяния становятся слепыми не только к собственному счастью, но в той же мере к страданию и нужде других людей. При этом именно готовность откликнуться на задачи, которые приносят страдание и нужда, могла бы освободить человека от равнодушия.
Есть особая трагичность в том, что именно в благополучии современности многие настолько недовольны, разочарованы, расстроены и испытывают скуку, оттого что им кажется, будто не хватает задач, которые имели бы смысл, и одновременно не могут или не хотят видеть, как сильно и настойчиво жизнь требует их личного участия и как много возможностей смысла ждут нашей заботы, но, к сожалению, нередко напрасно.
С другой стороны, отчаяние часто приходит к тем, кто в разочаровании отворачивается от жизни, потому и несмотря на то, что изначально у них были высокие идеалы, но они оставили их неисполненными или бросили надеяться.
В это пустое пространство вливается безразличие – то самое чувство, которое губит всю инициативу, идеализм и веру в лучшее будущее, которое можно ответственно формировать. Нас кидает в серую повседневность, которую мы терпим и на которую жалуемся и даем жизни проходить мимо, не понимая, какой смысл за всем стоит и имеет ли вообще наша жизнь смысл, о котором стоит говорить. Некоторые психологические и социальные причины, основания и последствия экзистенциального вакуума мы проанализируем подробнее в этой книге, но прежде всего мы рассмотрим пути выхода из этого вакуума обратно в жизнь.
Одно можно предположить сразу, без подробного разбора актуального исследования: происходит потеря тех активных игроков и действующих лиц, которые когда-то были открыты идеалам и надеждам, и это не приносит блага обществу и миру в целом. Ведь мир теряет лучших или лучшее в человеке: его готовность выходить за рамки сиюминутного удовлетворения и отвечать жизни там, где его вклад принес бы благо миру. Таким образом, мир теряет лучшее из возможного. Он теряет те самые силы, которые готовы вмешаться в «естественный ход вещей» – активно и с доброй волей, чтобы, с одной стороны, в мир входило новое и живое, а с другой стороны, чтобы можно было предотвратить наметившиеся негативные ситуации и беды, – чтобы даже там, где «естественный ход вещей» не предвещает ничего хорошего, смогло бы вырасти нечто положительное или хотя бы уменьшилось страдание.
Такой мир становится по-настоящему безутешным, потому что утешение – это то, что не заложено в естественный ход вещей. Утешение возникает скорее на почве готовности личности быть открытой к проблемам другого, то есть не быть безразличным к страданию другого, а хотя бы сказать доброе слово и предложить помощь. Но безутешным мир становится не только потому, что человек, попавший в ловушку безразличия, теряет свой дар увидеть потребность другого в утешении, словно это касается его самого, но и потому, что самостоятельно он, возможно, никогда до конца не преодолеет разочарованность в своих надеждах и свою субъективную незначительность.
Потому что он человек и остается человеком; а надежда и воля к смыслу являются глубоко человеческими, даже определяющими человека качествами. Это доказывают также многочисленные психологические и клинические исследования, большая часть которых восходит к инициативе Виктора Франкла и разработанной им концепции логотерапии и экзистенциального анализа. Среди всех известных нам живых существ только человек имеет веру, надежду и любовь, и, судя по всему, только человек имеет их в таком объеме. Это много говорит о нашем предназначении, а также гораздо больше, чем мы готовы признать, говорит о внутренней и экзистенциальной структуре человеческого бытия: идеализм и ответственность свойственны нам с колыбели, они часть нашей природы.
Итак, человек – единственное существо, которое появляется в этом мире и уже своим появлением заявляет: «Этот мир нуждается во мне, он ждет также и моего участия, так что давайте вместе сделаем его лучшим местом для многих». Эта феноменологическая данность еще не говорит о том, что такие надежды соответствуют объективности, но по крайней мере она означает, что человек входит в этот мир не только как разумное (sapiens) существо, но, прежде всего, как надеющееся и стремящееся к смыслу. Повторим: мы еще не знаем и должны выяснить далее в этой книге, является ли эта надежда лишь идеалом или задачей и реальностью, присущей человеку. Но уже сейчас мы можем утверждать: этот идеал составляет сущность человека. Идеал, с которым человеку пришлось с горечью расстаться, оставляет пустоту и вызывает боль, которую нельзя унять даже такими сильными заглушающими и отвлекающими средствами, которые предлагает индустрия развлечений.
Отсюда возникает ранее упомянутая безутешность мира без смысла и задачи, личной и совместной ответственности. Равнодушие – отказ от этой ответственности. Другими словами, оно символизирует выход из игры жизни. Там, где жизнь рассчитывает на меня, сейчас лишь пустое место.










