Юлия Есипова
4 декабря 2025
В наши дни многие люди полагают, что если они не ощущают счастья, то они, должно быть, в депрессии. Но в жизни всё иначе, и есть целый ряд эмоций и устойчивых эмоциональных состояний. По словам Аристотеля, счастье – это постоянная деятельность, но это не означает, что вы никогда не будете несчастным или что не случаются тяжелые времена. Жизнь трудна, и в ней есть проблемы, но это не означает, что у вас не может быть хорошей жизни. Важно, чтобы мы, исследователи счастья, подчеркивали, что никто не бывает счастливым все время. Печаль – такая же часть человеческого опыта под названием «жизнь».
Показать полностью…
НЫТЬЁ ДЛЯ ГЕРОЯ
Мы каждый день рассказываем себе и другим людям истории о нас самих. Меня завораживает, что любую! любую сюжетную историю о нас, людях западной культуры, можно уложить в определенный порядок.
Мы не можем рассказать о себе ничего, что не укладывалось бы в этапы пути героя. Чаще всего мы излагаем другим истории победы. "И вот заказчики выставили невозможный срок (этап "битва с чудовищем"), а мы всем отделом взялись, три ночи не спали, привлекли трех стажеров - и сделали. Успели (этап "обретение сокровища")! Потом, конечно, никто не верил, как мы так смогли, приезжали из московского офиса смотреть, что мы тут за чудеса творим (этап "возвращение с победой"), а теперь под нас отдельное представительство будут открывать (этап "хозяин двух миров").
От таких историй мы возвеличиваемся, получаем свою порцию изумлений и восторгов, проживаем заново свои странствия и победы. Если таких историй у нас много, мы очень устойчивы. Мы и другие наши жизненные сюжеты уложим таким образом. От победы к победе.
Есть истории, которые мы рассказываем из других состояний. "Все плохо, соседи козлы, опять залили, не пойду я разбираться, они агрессивные" - этап "отказ от зова". Или "Надо уволиться, на работе полная ерунда происходит, мы уже подали в суд на руководство, но всем страшно, что ничего не выйдет, хотя мы пока держимся" - а это этап "падение в бездну", когда уже ввязались, и не соскочить, но очень страшно, и победой даже не пахнет. Кажется, что летишь в пасть чудовищу, и оно тебя сожрет.
В общем, ноем мы из этих двух моментов пути героя - либо пытаясь соскочить с неприятной истории, ведь всякое приключение героя не очень-то для него желанно. Либо дрожа перед решительной битвой, что незазорно всякому драконоборцу. Драконом может выступать что угодно - болезнь, ситуация, враг.
Тут кроется подсказка, что делать с человеком, который вам ноет. Если это ваш добрый друг или ваше дитя, хорошо бы разобраться, в каком он моменте своего пути. Если в самом начале и пытается соскочить, можно честно поддерживать его в идее никуда не ходить. Созреет - выйдет в путь.
А если это перед решительною битвой, то там сработают слова поддержки вроде "делай, что должно, и будь, что будет".
Но вернемся же к нашей общей способности рассказывать про себя истории. Понятно, что у нас есть любимые и привычные рельсы сюжетов. Кто-то рассказывает о сокровищах и победах (и о славных поражениях в славных битвах, кстати, тоже - например, о неудаче в стартапе), кто-то - о том, как обманули его по дороге, а кто-то о том, как здорово никуда не ходить.
Эти сюжеты определяют нашу судьбу. То, что мы рассказываем себе и другим о себе - наша правда. Одна и та же история может быть рассказана с подсветкой того или иного куска пути. Победы, бывает, смазывают и замалчивают, а опасности и темных менторов преувеличивают. На то есть причины, но они поправимы.
А самые, самые пронзительные и чарующие истории содержат еще смех. Думаю, пока странник не добрался обратно целиком и не присвоил себе всю историю, он не может смеяться над своим приключением. А если уже начал посмеиваться над собой, драконами и страхами своими - значит, вернулся.
И история начинает жить сама. Как еще один великолепный миф.

B психологии принято считать, что болезненное и агрессивное реагирование на внешний мир (других людей), зависит от травмированности личности, её детства. Ho, как показывает практика, даже люди с достаточно благополучным детством избыточно болезненно и зло могут воспринимать жизнь.
Общим в их сознании является идеалистическое, не соотнecённоe с реальностью представление о мире и о себе. Большое количество "не по-моему", сопровождаемое избыточным эмоциониpoванием, не подвергающимся сомнению. Фактически личность запpeщaeт себе взрослеть и умнеть, так как утратит миф о своей исключительности и надежду на "хороший мир с хорошими людьми", которые по сути - то, что не вызывает боль и агрессию.
Больше всего личность боится не внешнего (дpугих людей), а именно своей нeyправляемой эмоциональной реакции на них: невозможности принудить быть желаемым, сравнения кто лучше, выявления cобcтвенной уязвимости и т.д.. После этого хранимый идеальный образ разрушается. Это сопровождается интенсивной аутоагрессией, избежать которую помогает проецирование всей плохости из себя вовне.
Это и замыкает круг запертости в себе, в однообразии судьбы.

18 июня 2025
Если бы у меня былa возмoжнocть скaзать чтo-то самое вaжнoе кaждoму человеку нa плaнете, я бы cкaзaл: "Цените тo, чтo имеете". Никогда не знaешь, кaкoй пoцелуй cтaнет пocледним, кaкoй упpёк больше не будет высказан, кaкoй рaзговop бoльше никoгда не пoвтoрится, c кем бoльше никoгдa не поcпopишь и куда больше никoгдa не веpнешьcя. Hикoгдa не знaешь, чем зaкончитcя oчеpеднaя иcтоpия в твoей жизни, нo пока oнa длитcя, цени кaждый мoмент, кaждую cекунду, кaждый миг.
Показать полностью…









