Жанна Фадеева
27 мая 2024
Хочу предложить вам одну из методик для работы со своим подсознанием. Методов существует очень много. Этот, с моей точки зрения, наиболее приземленный, понятный нашему сознанию. Что-то подобное каждый человек проделывал хотя бы раз в своей жизни. Это своего рода план, направленный на осознание и работу со своим негативом. Негатив может быть приобретен человеком с годами, заложенный в нас с детства и существующий в рамках приличий конкретного общества, в котором мы вращаемся, живем… 1. Возьмите лист бумаги. Напишите слева в столбик все, что вам не нравится, что вас раздражает, нервирует. Все-все, что вас не устраивает в вашей жизни, в отношениях с окружающими, родными. (Про погоду тоже можно написать!) Сколько у вас получилось пунктов? Хватило одного листа? Или потребовалось 2, 3..? 2. Отодвиньте лист на вытянутой руке, рассмотрите все свои претензии. Поймите, что все эти претензии вы предъявляете исключительно к самому себе. Ведь никто не знает, что вызывает у вас сознательное или бессознательное неудовольствие. Кроме вас, никто не догадывается, что приносит вам душевные муки, почему вы переживаете, чего боитесь и опасаетесь. Поймите: все, что вы написали на листе бумаги слева в столбик, — это ваши негативные достижения за всю жизнь. Как раз с ними и надо будет работать, «прорабатывать», чтобы осознать и принять. Осознать и принять — это обязательно. Ни в коем случае нельзя избавляться от своего негатива. Ваш негатив — это ваша защита от объективных и субъективных факторов внешней среды. Когда вы осознаете присутствие в себе чего-то плохого, то вполне можете использовать его в своих целях, для своей пользы. Когда вы принимаете свои недостатки, то они становятся вашими сильными сторонами характера, вашими надежными помощниками в достижении целей. 3. Продолжим работу со своими претензиями. Напротив каждой (справа на листе бумаги) напишите, какими вы видите свои негативные пока еще претензии в идеале. Например, если у вас отношения с кем-то из родственников натянутые, то в идеале вы можете написать «сердечные». И так по всем пунктам ваших претензий. 4. Между сегодняшними своими претензиями и тем, как вы видите их в идеале, напишите возможные реальные решения, доступные вам и приемлемые, для трансформации негатива в позитив. Напоминаю еще раз: мы от негатива не избавляемся, а направляем в нужную нам сторону для достижения желаемых целей. Таким образом, у вас получается три столбика на листе бумаги (или на двух, трех…). Лучше всего этот список оформить красочно. Например, разными цветными маркерами для наглядности. Наглядность имеет большое значение для работы с подсознанием, потому что наше второе Я быстрее воспримет картинки, чем логические выводы сознания. Столбик посередине (между негативом и позитивом) — это ваш план на ближайшее время для работы над собой, для улучшения своей жизни. Внимательно посмотрите на то, что вы написали. Выберите пункты, которые, как вам кажется, вы сможете реализовать быстро. И начинайте выполнять. Желательно возле каждого пункта назначить дату, когда вы планируете завершить работу над данной конкретной проблемой. Можно завести дневник, в который будете записывать каждый свой предпринятый шаг и промежуточные результаты. И не забывайте поощрять себя за каждую победу, продвижение. (Например, коробочкой конфет или покупкой безделушки…) Заключение Нужно еще сказать, что со временем приоритеты могут измениться. Например, выполнив один пункт, несколько других из вашего списка самоуничтожатся. То есть, они перестанут быть для вас актуальными. Этот метод проработки своих желаний-нежеланий позволяет «подружить» сознание с подсознанием, осознанное с бессознательным. Работая над бумагой, вы найдете золотую середину для комфортной жизни и общения, поймете, чего вы хотите на самом деле.
Показать полностью…Все мы носим маски. Особенно в обществе. Наши внешние личины – сплошь «социальный заказ». Так, облачаясь в приемлемый камуфляж, мы адаптируемся к обществу, чтобы чувствовать себя в безопасности. И с каждым новым слоем этих облачений, все больше забываем, кто мы есть, что таится там – в глубинах души за всеми защитными покровами. Это можно представить в образе луковицы, где по мере углубления, каждый новый слой – все ближе к основанию. В этой статье выделяю несколько таких слоев личности. Условно называю их так: «уличная витрина», «приятельская маска», «домашняя версия» и «глубинная сущность». Акцент делаю не столько на четком описании строения «луковицы», сколько на том, что она – действительно многослойна. Поэтому все описания краткие, утрированные и упрощенные. Их можно использовать, как маячок для собственных более обстоятельных наблюдений. «Уличная витрина» – это первый, самый верхний слой личности, наш внешний имидж во время прогулки в одиночестве: одежда, походка, жесты и мимика, отношения с другими «уличными витринами». Отношения эти, как правило, тихие, безучастные, «в рабочем порядке», на уровне холодных контактов и вопросов в духе: «Который час? Как добраться до места? Поучаствуйте в нашей акции? Вам что-то подсказать?» и т.д. На этом уровне трудно представить, что полицейский, или ненатурально улыбающийся менеджер в форме организации – тоже, как и мы, живой человек, способный чувствовать, переживать, чего-то бояться, таить в себе мечты. На этом уровне большая часть людей в своей маске скованны и молчаливы. А проявить привычные повадки означает выйти на границу, за которой раскованность легко обращается в безумие. Если человек не сковывается этой личиной, он может почувствовать себя, как дома, «в своей тарелке» даже на людной улице. «Приятельская маска» – второй слой луковицы – то, что человек формирует в результате попыток соответствовать общественным запросам в неформальном общении. В каком-то смысле «приятельская маска» – это личная практика искусства чувствовать, а затем, изображать все то, что словит максимальное одобрение у авторитетной аудитории. Поэтому здесь рисуются активней всего, изображают из себя нормальных и замечательных. А чрезмерные усердия приводят к откровенным понтам и показухе. Эта тема на progressman.ru освещалась подробней в статье о чувстве собственной важности. На этом уровне мы влюбляемся и очаровываемся людьми, а точнее – их «приятельскими масками». И дружба, и романтические отношения здесь по большей части сводятся к обоюдным поглаживаниям и аплодисментам. На этот слой мы плавно переходим, когда формальное общение становится неформальным. Например, когда официальный контакт по работе дополняется личным, или, когда мы пытаемся завести новое знакомство. И даже этот переход для большинства – маленький стресс, потому что все мы в разной степени боимся терять внешние маски, раскрывать себя глубже, привлекать внимание, переступать чужие границы, а главное – боимся «оказаться» неправильными, неуместными и отвергнутыми. Интересно, что немногие понимают, как эти маски поверхностны и ненадежны. Развивая знакомство с «уличной витрины» до этого уровня, мы можем подумать, что узнали человека. Когда на деле мы чаще всего узнаем лишь то, каким этот человек пытается казаться (в том числе и в своих глазах). Здесь каждый тужится, как умеет. Значительная часть неврозов формируется как раз из-за неспособности поддержания этого слоя личности. Когда силы иссякают, пролезают черты, которые за этой «приятельской маской» прятали. На этом уровне люди чаще всего и называют себя друзьями, даже не подозревая о том, что друг друга в сущности не знают. «Приятельская маска» – это все еще один из слоев внешней упаковки для социального взаимодействия. «Домашняя версия» – третий слой «луковицы», где «принцессы тоже справляют нужду». Разница между этим и предыдущим слоем может оказаться разительной. То есть, впервые застав на этом уровне, казалось бы, хорошо знакомого человека, можно его не узнать. Так, какой-нибудь сверкающий позитивом «пример для подражания», держащий марку на обществе, может в домашних условиях расслабиться и стать игривым ребенком, желчным занудой, деспотичным тираном, или каким-нибудь плаксивым меланхоликом. Поэтому и партнеры друг в друге разочаровываются, как правило, на этом уровне. Устают от своих внешних «приятельских масок», расслабляются – и обнажают личины простых смертных со своими банальными «пороками». Женятся на любимых, а разводятся с ненавистными. Иногда случается и обратное, когда «домашняя версия» личности, раскрыв себя лучше, может очаровать. То есть, на этом уровне, вообще, активно проявляется реальный характер личности. В негативном ракурсе – те самые «тараканы»: заморочки, зловредность характера, инфантильные капризы, индивидуальные «извращения», дурные привычки. А в позитивном ключе – все то, что удерживала неуверенность и напряжение «приятельской маски»: легкость, игривость, спонтанность, душевность и творчество. Если вы с человеком не живете, то на этом уровне можете его так никогда и не узнать. У более-менее целостных личностей второй и третий слои отличаются не так выраженно. А в редчайших случаях слиты воедино. Здесь хочу снова обратить внимание на то, что не все проявления поверхностных слоев «луковицы» наигранные. Их значительная часть может быть естественной и спонтанной. Но все-таки, чем слой ближе к поверхности, тем он более выхолощенный – искусственно подстроенный под запросы социума, или какой-нибудь авторитетной субкультуры. «Глубинная сущность» – четвертый, фундаментальный слой, где живут архетипы бессознательного, личные «демоны» и «божества». Здесь люди самих себя толком не знают, и вскрывают этот слой эпизодически в стрессовых ситуациях, от сильнейших потрясений, энергетического истощения, в сновидениях и духовной практике. Обесточенных, сумасшедших и обдолбанных сюда забрасывает хаотично. Неподготовленное сознание этот уровень может шокировать. Постоянный комфортный доступ сюда имеют «выдающиеся» личности, познавшие себя глубоко и всесторонне. На этом слое проявляется то, что можно назвать настоящей любовью (в противовес влюбленности к «приятельской маске»), когда человек принимается таким, какой он есть – то есть с фундаментальных слоев его психики. Отсюда приходят прозрения, налаживается контакт с «потусторонним», черпается спонтанное вдохновение. Вероятно, именно этот уровень Гурджиев пытался вскрывать в своих учениках, доводя их при помощи практики «сверхусилий» до состояния на грани жизни и смерти. В восточных учениях истиной называют неизменное и вечное. А все, что приходит и уходит – наносное, иллюзорное. В психологии работает схожий принцип. Мы часто говорим о ложном и навязанном в личности, подразумевая поверхностные психические личины, которые покрывают «истинное», устоявшееся. «Глубинная сущность» граничит с тем, что на психическом уровне выражает истину внутри нас.
Показать полностью…1. В жизни каждого человека нет ни абсолютной свободы, ни полной зависимости. Всю жизнь мы решаем экзистенциальные проблемы: как стать собой и как быть с Другими, и бесконечно колеблемся между этими полюсами. Это – полюса магнита, их невозможно отделить друг от друга, и для нашего развития нам иногда нужно быть чуть ближе к людям, а иногда – чуть дальше. Мы появляемся из отношений, мы развиваемся в отношениях, мы познаем себя в отношениях через ряд идентификаций-отвержений. 2. Мы – это продукт отношений. Эти отношения можно называть привязанностью или другим синонимом – зависимостью. Зависимость может быть всего двух типов – хорошая и плохая, здоровая и нездоровая. В отношениях здоровой зависимости-привязанности человек: — чувствует свою силу; — выходит из них с уверенностью и возвращается с интересом; — осознает свои границы и границы Другого; — уважает и себя, и партнера; — обретает свою идентичность в близости с Другим; — может проявлять и любовь, и агрессию, и способен предъявлять разные реакции партнеру; — способен к здоровым формам коммуникации, использует прямые и ясные послания, может соглашаться и уступать, может спорить; сохраняет гибкость; — может сохранять свою автономность (свои тайны, свою самостоятельность), не чувствуя ни вины, ни тревоги, ни обиды. В нездоровой зависимости человек: — утрачивает свою идентичность, самоощущения, желания; чувствует свою слабость и все решает с оглядкой на партнера либо действует назло ему, либо находится в полюсе всемогущества и не замечает Другого; — не осознает границ своего тела, своих желаний и потребностей и нечувствителен к границам Другого; — теряет свою идентичность сливаясь с Другим или с какой-то идеей (я делаю это ради нашей дружбы, ради семьи, ради детей), либо не позволяя Другому приближаться к себе; — поддерживает нездоровые формы коммуникации: взаимодействие через формирование поведенческого или телесного симптома; формирование коалиций; вовлечение в коммуникацию третьих лиц (триангуляция); использование недомолвок, намеков, метафор («милый мой хороший, догадайся сам»); — отношения лишены спонтанности, свободы проявлений каждого партнера и описываются через разные деструктивные циклы, где каждый играет определенную роль: «жертва - преследователь», «нападающий – отстраняющийся», «больной – заботящийся», «незаинтересованный – спасающий отношения», «доминирующий – подчиняющийся» и т.п. — проявляет чувства, не подходящие к ситуации, действует реактивно и стереотипно. 3. Ранние отношения с родителями – это «стартовая площадка» для полета в космос, это надежный порт, из которого каждый из нас в будущем плывет в океан жизни. Сепарационная тревога – это естественное состояние, и в зависимости от того, как именно человек пережил сепарацию с родителями, зависит вся его дальнейшая жизнь и все его отношения – любовные, дружеские, супружеские, профессиональные. Психоаналитик Жан-Мишель Кинодо вводит понятие «портанс», которое описывается как сила, необходимая и для поддержания структуры материала, и для обеспечения подъема вверх. Согласно взглядам Кинодо, если ситуация сепарации решена успешно, человек приобретает комбинацию вышеописанных свойств, которые становятся надежным основанием для его внутреннего мира и определяют способность к духовному подъему и личностному развитию. Люди, у которых были достаточно хорошие отношения с родителями, обретают портанс, который позволяет переживать не только сепарацию и одиночество, но и быть жизнерадостным, активным человеком, чувствующим вкус жизни и способным быть в разных отношениях. 4. Нездоровая зависимость, или привязанность, характеризуется различными стилями: — тревожно-амбивалентным – залипающим, сливающимся. Это дети, которые решили: чтобы близкий не ушел, надо держать его крепко-крепко, приклеивать суперклеем, обвивать паутиной, в общем, контролировать и не отпускать; — дистанцирующимся, или избегающим – держащим партнера на расстоянии. В детстве было принято следующее решение: чтобы не было так больно, когда меня оставляют, я лучше буду держаться на расстоянии и не позволю никому подойти слишком близко, чтобы не пораниться. — хаотичным, или дезорганизованным, представляющим комбинацию первого и второго стилей. Это люди, которые будто бы не понимают, чего им хочется: приблизившись, они отталкивают партнера, а отдалившись, тоскуют по близости, к которой они в принципе не способны. Это своеобразные «душевные импотенты», отношения с которыми болезненны и разрушительны для другого из-за их полной непредсказуемости. 5. В здоровых, надежных отношениях зависимости-привязанности люди знают, что если им будет сложно, тяжело, больно, грустно, они могут обратиться к партнеру и опереться на него. При этом они ощущают себя автономными и свободными. В нездоровых это зависит от ряда условий или непредсказуемо. Например, партнер часто недоступен, выключает телефон, не хочет разговаривать. 6. Теория привязанности – это теория, рассказывающая каждому из нас историю его травм. Я вспоминаю участницу группы, которая была замужем за мужчиной, выросшим в детском доме. Вначале всё было хорошо. Потом он начал спрашивать каждую минуту: о чем ты думаешь, ты куда, зачем… Потом в доме исчезли все двери, в том числе в туалет и ванную комнату – «мы с тобой муж и жена, и нам нечего скрывать друг от друга». Потом возник запрет на звонки маме. А потом, узнав, что она в его отсутствие выходила из дома – нужно было купить ребенку лекарство – он избил ее, сломав руку… Он не верил, что жена будет с ним, не уйдет, что его могут любить и ценить… Не верил – и приходил от этого в ярость. Ранние травмы привели к тому, что он стал травмировать своего партнера. Неизбежный развод мог бы не состояться, если бы они вдвоем обратились за помощью и он чуть больше понял о том, откуда «растут ноги» у всех его реакций, откуда взялась такая степень тревоги и бешеный уровень контроля. У некоторых из нас нервная система реагирует гиперактивацией на потенциальную ситуацию утраты партнера. Тогда возникает тревожное цепляние, контроль, вплоть до физической агрессии. Как пела «Дискотека Авария», «если в сердце дверь закрыта, если в сердце дверь закрыта, нужно в печень постучаться». Иногда для получения подтверждения своей значимости люди с тревожно-амбивалентным стилем привязанности используют физическую агрессию как крайний метод получения ответа на вопрос: «Ты меня любишь? Я все еще важен/важна для тебя?» У других нервная система реагирует гипоактивацией, замиранием, переключением с отношений на какие-то другие дела. Сформировавшись довольно рано, эти поведенческие стереотипы сохраняются на протяжении всей жизни. И именно их мы называем нездоровой зависимостью. 7. А теперь – хорошая новость. В здоровых, устойчивых отношениях исцеляются травмы привязанности, возникают доверие и любовь. Эмоционально насыщенные, теплые, безопасные отношения способствуют исцелению наших ран. Мы можем быть счастливы, несмотря на то, что всех нас когда-то оставляли, бросали, отвергали, не выбирали… Но для этого мы должны сделать несколько вещей: — осознать все свои травмы, оплакать все истории, когда мы оставались в одиночестве, ненужными, бессильными, напуганными; — проговорить с партнером его истории детства, его травмы, чтобы понять, как он /она реагирует в ситуациях потенциального отвержения; — не воспринимать ссоры и проблемы в отношениях как катастрофы, а «проходить по собственным следам», обсуждая их позже, в спокойном состоянии; — находить и осознавать все триггеры, на которые партнер «включается» агрессией, дистанцированием, оцепенением, слезами; — верить, что два заинтересованных человека всегда найдут способ понять друг друга – конечно, если у обоих сохраняется желание. Вернусь к началу статьи. Существует огромное число моделей развития человека, и очевидно, что это развитие происходит только в отношениях – с родителями, близкими, друзьями, партнерами, профессиональным кругом. М.Малер описаны 4 этапа развития человека – по сути, разные этапы развития нашей зависимости: — слияние, или симбиоз: полная зависимость одного, маленького человека, от взрослого — контрзависимость, или протестное поведение: на самом деле ресурсов еще мало, но появляется желание пробовать свои силы, делать не так, как требуют или указывают другие; — независимость, или способность быть в одиночестве, решая свои задачи, с уже довольно большими ресурсами, при нуждаемости в другом, но с желанием делать что-то свое; — взаимозависимость, или здоровая зависимость, учитывающая и себя, и другого, и позволяющего гибко двигаться между полюсами «близость – одиночество», с наличием ресурсов, хорошим осознаванием потребностей, зрелой идентичностью. Я хочу подчеркнуть, что и в слове «со-зависимость», и в слове «взаимо-зависимость» один корень. Вы видите, какой именно. Зависимость. А теперь - вопрос на миллион: Вы уверены, что всегда отличите одно от другого? Я всегда сомневаюсь, потому что замечаю – появившись в одном контексте (жизнь с «нездоровым партнером» - химически зависимым, психопатом, агрессором, и невозможность уйти от него), термин «созависимость» плавно перекочевал во все области отношений. Это слово – как клеймо, как диагноз, как запрет на отношения, в которых, как кажется другим, что-то не так. Но почему бы не спросить у самих людей? Если их все устраивает – почему окружение вмешивается на частную территорию и учит, как правильно жить? Приведу цитату из книги Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь», принадлежащую герою, который не хочет идти на терапию: «Терапия, терапевты обещали категорически воздерживаться от оценки (но разве это возможно — говорить с человеком и не подвергаться оценке?), и все-таки каждый вопрос как будто тихонько, но неумолимо подталкивал к признанию какого-то недостатка, к решению проблемы, о существовании которой ты и не подозревал. За долгие годы он видел, как люди, уверенные, что у них было счастливое детство и родители их любили, обнаруживали благодаря терапии, что нет, не было, и нет, не любили. Он не хотел этого для себя, не хотел, чтобы ему говорили, что его довольство жизнью всего лишь иллюзия». Я тоже знаю такие истории. Я видела, как зависть разрушает парные отношения. Меняется господствующая парадигма брака: если раньше заботливое, теплое, иногда жертвенное отношение женщины к детям было нормативным и конвенциональным, то теперь такое отношение будет частью общества рассматриваться как крайне нездоровое. Но заметьте – современное общество страдает не от избытка хороших отношений, а от недостатка. Более половины браков распадаются, родители бросают детей, молодые люди предпочитают жить в одиночестве, находя альтернативы жизни в паре в работе, путешествиях, хобби, дружбе. И когда на пути терапевта встречаются запутавшиеся, отчаявшиеся люди, которые и правда не знают, как жить дальше с кем-то и стоит ли это делать, именно терапевт может стать той самой последней каплей, заклеймив эти отношения как созависимые и разрушив их окончательно. Почему я люблю гештальт-терапию? Потому что она позволяет людям делать собственный выбор. Почему я люблю семейную терапию? Потому что в ней содержатся объяснительные модели, позволяющие понять, как сложно людям, выросшим в разных семейных системах, понять друг друга. Жить в паре – это как заново учиться говорить. Ребенку на это нужно минимум три года… А паре иногда гораздо больше, потому что нужно не просто учить язык «с нуля», а переучиваться на новый. Именно этим и занимается психолог - обучает новому языку, языку уважения, доверия, внимательности, собранности, нежности – в «букете» с агрессией. О. Кернберг подчеркивает одну из ключевых точек отношений: «Выживет ли любовь, атакуемая ненавистью»? Терапия учИт конструктивным формам выражения агрессии, и терапевт - проводник этих новых знаний. Знаний, которые позволяют освоить новые формы коммуникации, стать более эмпатичным к партнеру, научиться видеть за яростью боль и любовь, нежность и страх… Поэтому нужен длительный период диагностики – что, как, почему. Иногда сразу ясно – отношения деструктивные, там есть насилие, избиения, злоупотребления, абьюз: об этом я писала в статье "Токсичный муж: УМЕРЕТЬ ИЛИ УЙТИ". Но клиенты иногда лукавят, говорят не всю правду или вообще ретушируют историю. Поэтому важно не торопиться. Важно много раз выслушать разные версии истории, чтобы понять и клиента, и другую сторону. В последнее время в связи с наркоманизацией постсоветского пространства многие терапевты сами прошли через употребление и 12-шаговые программы, и часто видят дьявола там, где его нет. Для них особенно важно учитывать различия эмоциональной взаимозависимости и созависимости, потому что легко начать чинить то, что не сломано, и сломать его в процессе. Женщина, мать троих детей, начала подумывать о том, чтобы уйти от мужа, когда терапевт сказала ей, что это – не здоровые отношения, а созависимость. Почему она так решила, спросите Вы? А потому что – внимание – муж готовил каждое утро завтрак себе, жене и детям и не спрашивал, хочет ли она именно это блюдо. По мнению терапевта, он решал (какой ужас!!!) за нее, что она будет есть на завтрак. Я как человек простой и незатейливый рада, когда меня кормят по утрам, поэтому в качестве супервизора усомнилась в диагнозе и стала исследовать чувства терапевта – незамужней, без всяких завтраков, но очень свободной и независимой… И как-то мы вышли на зависть… В жизни бывает по-разному. Но если кто-то пришел с историей про отношения, важно осторожно и аккуратно распаковать эту историю, понять клиента и – по возможности – другую сторону, поддержать процесс колебаний – иногда осцилляций, а иногда флуктуаций… Клиент выберет сам – мы лишь помогаем восстановить навыки выбора, выслушиваем все сомнения, поддерживаем процесс переживания, чтобы он выкристаллизовался в понятный и усвоенный опыт. Попутно немного лечим, немного учим, много поддерживаем, слегка отрезвляем и возвращаем в реальность… И если есть шанс помочь построить достаточно хорошие отношения зависимости – помогаем в этом клиенту, независимо от того, как это называется. Ведь каждый имеет право назвать свои отношения. И иногда называет их незатейливым словом «любовь».
Показать полностью…Представьте, что вы приготовили «среднестатистический» ужин, но неожиданно к вам приходит очень голодный человек. Он съедает все, что есть на столе, просит добавки, «подчищает» холодильник, доедает варенье из банки, выпивает пару кружек чая с пакетом печенья. При этом продолжает смотреть на вас голодными глазами и спрашивает, есть ли что-то еще.А больше ничего нет.И вроде бы вы сделали, все что могли, накормили всем, что было, но откуда-то берется чувство вины, что человек остался голодным. Что надо было приготовить побольше, или сбегать в магазин и докупить недостающее. В совсем печальном случае, вы так и делаете. А сытости и довольства у голодного все равно не наступает.Похожая ситуация случается, когда в паре один заботится о другом или благодарен ему, а другому как будто все время мало. Забота или благодарность не насыщают его, он постоянно "голоден". Недоволен тем, сколько ему дают, как дают. Ему хочется еще и еще. А у первого СТОЛЬКО нет. Вот при всем желании и всей любви – столько нет. И не потому что он жадный или вредный.Просто «аппетит» второго превышает возможности первого.Желание получать так много, оно не совсем к партнеру. Оно к родителю, который когда-то не дал достаточно или не позаботился нужным образом. Это к нему требование: «Дай еще!». И хочется получить сразу целую "кастрюлю" недополученного, за все годы, когда "голодал". Поэтому забота или благодарность, которая меньше "кастрюли" игнорируется или обесценивается.И обоим непросто здесь. И тому, кто заботится или благодарен. И тому, кому невозможно эту заботу и благодарность принять. И для первого важно уметь замечать, что он делает достаточно. А для второго - учиться "есть" маленькими порциями.
Показать полностью…