
Анна Пудова
22 июня 2025
Карл Густав Юнг своим исследованием привносит в психологию алхимический взгляд. Это ещё одна концепция, которая позволяет взглянуть на нашу жизнь, в частности на психотерапевтический процесс под любопытным углом.
Понимая алхимические преобразования металла как метафору трансформационного процесса души, изучая язык говорящих с нами образов, мы можем по-иному рассматривать привычные вещи.
🪄 Алхимическое преобразование металла состоит из идущих последовательно стадий. Для достижения необходимых алхимических реакций нужны определенные вещества, манипуляции, воздействия и состояния. Когда эти условия и их последовательность соблюдены, алхимик создает эликсир бессмертия или философский камень - душа преобразуется в нечто по-драгоценному новое.
В каждый определенный момент времени наша психика нуждается в чем-то особенном. И нет ничего того, что было бы совершенно дурно и абсолютно бесполезно.
- Даже яд в небольших количествах - лекарство.
Просто всему нужно свое время, место, сочетание и пропорция.
Исходя из этого невозможно утвердить одну, подходящую всем и всегда стратегию.
Даже в отдельно взятой жизни то, что работало раньше, приходит в негодность, а то, что казалось губительным, оборачивается спасением.
• Иногда нам важно взвалить на себя груз ответственности и смиренно тащить свою ношу. Прочно стоять на ногах, заниматься понятными и конкретными делами. Изо дня в день самоотверженно служить своей цели.
• Когда же мы погрязли в рутине и понимаем, что не оставили места для желания и мечты, душа нуждается в свободном полете, отрыве от земли, погружении в фантазии и возведении воздушных замков.
• Иногда нам следует поступать по завету совести, быть верным своим идеалам и не предавать того, что мы считаем правильным.
• А порой от нас требуется разрушение старых устоев, бунт, дерзновение преступить собственные ограничения и условности и за пределами привычных рамок обрести спонтанность и жизнь.
• Иногда важно уделять время рефлексии и анализу. Больше думать, меньше действовать.
• А порой - верно действовать без логических выкладок, следовать за первым импульсом души, напарываться на то, что предложит жизнь, встречаться с неожиданным.
• Иногда мы нуждаемся в движении, активности, утверждении жизни. Но как день сменяет ночь, так и внутренние светила сменяют друг друга.
Блекнет нещадно палящий солнечный луч, бесшумно выползает луна и нежно обводит рельефы облаков, делая все вокруг таинственно манящим. Нам хочется закопаться под землю, не чувствовать, покоиться, бездействовать, спрятаться от мира, исчезнуть, раствориться в небытии. Замереть, глядя на давно погасшие звезды —глядя в пустоту...
- Каждая из этих стратегий может быть время от времени нам необходима.
Иными словами, нет одного единственного и верного способа действовать и жить — такого способа, который смог бы удовлетворить все существующие и возникающие потребности нашей души всегда и везде и тем самым отныне и навсегда обеспечить нам подлинную жизнь.
Это искусство — искусство, на освоение которого каждому из нас дана целая жизнь.


НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ:
- лениться
- прокрастинировать
- выбирать легкий путь
- не осознавать чего-то
- не пытаться
- сдаваться
- ошибаться и т.д.
Если за это нас неизбежно ждет жестокая "внутренняя казнь", то, вероятно, наше "саморазвитие" стало фанатичным и разрушительным и ведет нас куда-то не туда...
Постоянное наличие испытания становится необходимым. Если мы сегодня не стали лучше, чем вчера - то нам нельзя отправляться в завтра.
• Если мы не знаем жизни без этой схватки за совершенство с самим собой, возможно, настала пора себя спасать.
Очень часто за морально и нравственно привлекательными идеями - "правильными" идеями - кроются очень нехорошие паттерны. Разрушающие, контролирующие, неоправданно жестокие, воздвигнутые на токсичном и болезненном непринятии себя.
Прикрываются они тем, что являются для того, чтобы "вразумить нас", "научить нас чему-то хорошему", но исходят они из того, что с нами что-то сильно "не так".
Приглядитесь к себе, порой проблема не в том, что мы отстающие ученики, а в том, что мы предвзятые и сверхтребовательные учителя для самих себя.


• ЖИЗНЕННЫЙ УРОК •
Одна из задач, которая встает перед человеком, это выработка мировоззрения - его отношения к жизни и происходящему в ней.
Обратите внимание - именно субъект каким-то образом относится к жизни и наделяет её смыслом, совершая тем самым некоторое действие по отношению к внешнему миру.
Среди множества аспектов (отношений) мы можем выделить наше отношение к трудностям и неприятностям.
Каждый человек совершенно по-разному относится к негативным событиям и наделяет их различными смыслами. Одна из концепций, представляющая собой отношение к личным несчастьям, - это жизненный урок.
—————
Мы можем решить, что всё плохое, что приходит к нам, является лишь для того, чтобы научить нас чему-то важному. Проблемы подталкивают нас к личностному росту и развитию добродетелей. Трудности воспитывают нашу стойкость, нашу смелось перед лицом опасности или учат смирению.
Получается достаточно ресурсная модель. Так мы любой «минус» способны обращать в «плюс»; боль — трансформировать в развитие.
- Подумаем над тем, как этим может воспользоваться наш внутренний демогог, чтобы ввести нас в заблуждение.
Если очередной удар жизни мы обязаны воспринимать как покровительство судьбы, и везде искать возможность роста - мы, вместо того, чтобы проживать происходящее, слишком озабочены тем, чтобы постоянно выносить из него какую-то особую пользу.
В таком случае, нам сложно оставить себя в покое - мы вынуждены искать глубинный смысл происходящего, всегда реализовывать возможность "стать лучше".
Если мы пытаемся сбежать с урока, то чувствуем себя плохими учениками = плохими людьми, и вполне "оправданно" получаем за это по шапке. (от внешних или внутренних фигур)
Если нас постоянно преследует чувство того, что мы "недостаточны", а оглядываясь по сторонам, мы ощущаем себя "отстающими учениками", мы будем настойчиво пытаться исправиться.
Иногда мы пытаемся препоручить это кому-то внешнему, так, чтобы искупление пришло к нам "извне", тогда становится актуальным выражение: "пинок судьбы".
В этом месте нам следует быть внимательными, чтобы вычислить в своем внутреннем мире программу, следуя которой, мы бесконечно мучаем себя, обманываясь "благочестивостью" собственных стремлений.
Может доходить до того, что мы становимся обязаны делать то, к чему, испытываем страх, сопротивление, нежелание и т.д. Мы должны быть там, где нам сложно, неприятно, болезненно. Иначе мы пытаемся избегать жизненных уроков - а это самое худшее, что мы можем сделать.


«Я не буду бороться с тобой - я отпускаю ситуацию».
Но как же так? Ничего не делать? - Не совсем.
Учиться удерживать своё внимание на другом. Выключаться из той реальности, где мы то одерживаем триумфы, то терпим поражения.
Это качели, туда - сюда. Необходимо дискредитировать влияние этого.
Но как?
Перестать бороться с тревогой, болью, страданием, одиночеством, неудачами, болезнью, апатией, прокрастинацией = перестать следовать за чувством, которое не дает нам оставить ситуацию в покое.
Не делать из вины, не делать из стыда, не делать из тревоги, не делать из страха, не делать из желания проконтролировать ситуацию - этими чувствами она управляет нами сама.
Пора отказаться от старых способов борьбы, убрать фокус внимания с проблемы, и направить его в стремление к спокойствию, здоровью и благополучию.
Попробуйте встать на одну ногу, при этом постоянно проговаривая про себя «Только бы не упасть! Только бы не упасть!». Да ещё и с чувством! Как долго вы так сможете простоять, пока в вашем сознании лишь одна мысль - как бы не упасть!?
Ваши опасения очень быстро оправдаются.
Совершенно иное чувство возникнет внутри, если, встав на одну ногу, сказать «Я стою, устойчиво и крепко».
В этом нет борьбы - нет победы и нет поражения. Просто так есть. Я стою.
Войти в тихую гавань своей Высшей Силы. Принять то, что борьба - это часть нашего цикла. Делать то, что можем, оставив попытки изменить то, что не в наших силах. Успокоиться, расслабиться и довериться.
Я стою. Устойчиво и крепко.

