
Татьяна Андреева
30 июня 2025
Пpо обиду и пpощение
Почему ты сеpдишься и обижaешься? Не лучше ли успокоиться и пpостить? - спpосил Учитель.
- А почему я должен делaть ему одолжение и пpощaть его, он же… - хотел было опpaвдaться ученик.
- Пpости, что пеpебивaю тебя, - скaзaл Учитель. - Позволь зaдaть тебе двa вопpосa, и тогдa я отвечу нa все твои «кaк» и «почему».
Ученик утвеpдительно кивнул.
- Тебе хоpошо, когдa ты сеpдишься и обижaешься? - спpосил Учитель.
- Нет, конечно же, - ответил ученик.
- Тaк кому же ты делaешь одолжение, когдa блaгодapя незлобию, спокойствию и пpощению делaешь себе хоpошо?
Человек хотел было что-то скaзaть, но, откpыв pот, тaк и не смог пpоизнести ни словa. Он стоял, потупив глaзa в землю.
- Помни, от тебя зaвисит, что ты выбеpешь, обиду или пpощение, стpaдaние или счaстье. Выбоp зa тобой, - скaзaл Учитель.
- Но скaжите, кaк можно не обижaться? Это же тaк тpудно.
- Ты глaвное пойми, что кaждый paз, когдa ты зaхочешь удapить кого-то хлыстом осуждения или обиды, пеpвым, кого, зaмaхивaясь, ты удapишь - будешь ты сaм.

Что означает фраза: " Мы разговариваем на разном языке".
Бывают такие ситуации в жизни, что мы вроде говорим с человеком на одном и том же языке, но не понимаем друг друга. Когда мне было 18-20 лет я верила, что разговаривая с человеком на русском языке ему можно донести смысл слов которые ты говоришь. Но со временем я начала замечать, что это бесполезно...
Всё дело в воспитании. Примеры всегда показываются на крайностях, чтобы увидеть контрастность. Это не значит, что это руководство к действию - это возможность увидеть абсолют в примере.
Возьмём детей-маугли. Я знала о них не так много, но была уверена, что их можно социализировать позже и вернуть в человеческий мир. И только в институте я узнала, что всё очень сложно и совсем не так.
Сознание человека это очень сложная вещь, это супер компьютер. Высшие психические функции (восприятие, воображение, мышление, память и речь) на то и называются высшими и способен к ним лишь человек. Мы способны говорить сложной речью, а не набором сигналов и звуков как животные.
Человеческое сознание, высшие психические функции формируются в раннем детстве. И если ребёнок пропал года в три и воспитывался с животными, то его возможно социализировать, так как сознание человека было сформировано в зачатке. Он подражал взрослым, прошёл этапы воспроизведения звуков и даже разговаривал.
Но вот если ребёнок воспитывался с животными практически с рождения ему невозможно вырастить человеческое сознание. Его конечно обучат определённым навыкам, но этих людей объединяет общая черта - речь им недоступна. Он никогда не станет привычным человеком в нашем понимании.
Зачем я всё это рассказываю? Да, пример крайность. Но иногда мы встречаем людей в нашей жизни, которые нас абсолютно не понимают. Мы прикладываем множество усилий, чтобы объяснить, но это бесполезно.
А если вы выбираете себе такого партнёра? Меня как-то упрекнули, что я говорю о муже или жене как о партнёре. "Где же любовь? Одни бизнес процессы!".
Но вот попробуй пожить с человеком у которого иное сознание. Оно выращенно в семье с совершенно иными ориентирами и взглядами. Если этот человек с гибким разумом и хорошо относится к новой информации, то можно применить большое количество усилий и объяснить ему жизненные ориентиры к которым ты хочешь стремиться. А если нет? Сознание как я сказала, это сложная штука...
Почему мы, взрослея, смотрим на противоположный пол более осмотрительно? Мы уже по жизненному опыту понимаем, что мы разные и что это при сильном различии скорректировать невозможно. Чувства же не возникают с первой секунды. Даже у любви с "первого взгляда" есть развитие в виде мыслей: "А он посмотрел? Он красивый? Милый? Кажется что добрый и сильный ))". Но если начинается общение с этим человеком через 10 минут и он оказывается невменяемым. Куда эти чувства проходят?)
Обладая знаниями, мы просто выбираем уже других партнёров. Это как прийти в лес и искать только белые грибы. Тебя окликнут и скажут:" Ты посмотри тут целая поляна опят, а ты прошла!" А ты растерянно пожмешь плечами и ответишь: "Я их даже не заметила". Потом замнешься, подумаешь может надо вернуться и взять, но вспомнишь зачем пришла и пойдёшь дальше)) Это просто пример, люди, выросшие с разным сознанием, не хорошие и не плохие, просто совместная жизнь предполагает совместные цели, ценности, интересы... Это если говорить о партнере для семейной жизни. А если о знакомом, случайном прохожем - любом собеседнике, надо принимать во внимание эту особенность формирования сознания.

О важности такой эмоции как - Грусть. На примере мультфильма "Головоломка".
Если вы уже какой-то период читаете мои статьи, то замечаете, что я часто пишу о фильмах и мультиках. Это не случайность, я буду продолжать это делать и дальше)) сейчас у меня сессия поэтому писать я стала реже, но в планах есть разборы разных сюжетов, ведь теперь с начальной психологической базой я вижу их по-новому.
Возьмём мультфильм "Головоломка", он вообще уникален в своём роде, и весь пропитан психологическими сюжетами.
Любая энергия вызванная положительными или отрицательными эмоциями - это энергия. Слова: энергия, реакция, эмоция окраса не имеют, это мы их делим на плохие и хорошие, на нужные и не нужные, приятные и не приятные. А между прочим как бы нам было не приятно то или иное явление, но оно необходимо для жизни.
В мультике показано наше отношение к грусти, как мы пренебрежительно к ней относимся и изо всех сил хотим от неё избавиться и заставить других людей перестать грустить - отвлечь, развеселить. Первым из моментов это когда Радость показывает и рассказывает о эмоциях, а грусть показывает только в негативном свете: "Ребёнок плачет в магазине, кричит от того что чего-то не хочет или хочет". И радость говорит: "Деть её некуда, я уже узнавала, так что приходится смириться с тем что она здесь". Ещё один ключевой момент когда радость начертила круг грусти и оставила её там. Это показывает как мы хотим её отодвинуть, ограничить, запереть. Мы все хотим принимать и проживать только радостные моменты. Родители Райли тоже по привычной человеческой схеме отвлекали её от грусти, когда приехали в новый дом начали играть, пошли в пиццерию.
В стабильной жизни такая схема работала и не давала сбоев. Но при изменениях в жизни и стрессовой ситуации нервная система быстро накаляется из-за переизбытка новой информации и её недостатка одновременно. Мы видим новое, пытаемся оценить, возникает много чувств и эмоций и от этого очень сильно возбуждается нервная система.
И когда Райли оказалась в чрезмерно стрессовой ситуации - это знакомство с новым классом, нервная система накалилась, опыта у неё такого стресса не было, она начала подавлять грусть и они просто пропали с радостью. Остались гнев, страх и брезгливость. Пришло состояние депрессии...
И вернуться к обычной жизни Райли смогла только через грусть, так перезагрузилась и успокоилась её нервная система... Родители наконец обняли и сказали, что им тоже грустно, они не отвлекали её, а наоборот помогли принять и прожить это чувство...
Поэтому обдумайте, осмыслите эти слова по новому: Если чувствуете себя в чрезмерном напряжении, вам грустно, перестаньте бегать от этой эмоции, перестаньте её отодвигать, запирать, чертить круг и ставить её туда чтобы даже ножку немного не выдвигала из него как в мультике. Обнимите свою грусть, плюхнитесь к ней в объятия, погрустите, поплачьте если нужно - слёзы удаляют токсины из нашего организма и помогают выработке гормона счастья - эндорфина, который является естественным обезболивающим и вырабатывается нами при физических повреждениях. Перезагрузите вашу нервную систему, это недолго, иногда весь этот процесс происходит пять - десять минут.


Я уже много лет не испытываю чувства одиночества. Ещё в 15 лет я начала знакомиться с собой и всегда находила себе занятие. Но познавать себя и налаживать с собой отношения я начала с 28 лет, но шаги были маленькие и робкие. В 29 лет я познакомилась с психологией и совершила рывок в эту сторону.
Недавно я делилась с мужем ситуациями из своей жизни в 18-20 лет и он разозлился: "Ты зачем вспоминаешь прошлое? Тебя сейчас что-то не устраивает?"
От этих слов я начала искать причины в настоящем, что раздражало его ещё больше. Потом я это поняла и сказала: "Стоп, я в тех ситуациях была одна, я боролась за свою жизнь и будущее совсем одна... Сейчас у меня есть ты, рассказывая я хочу чтобы ты вернулся со мной туда и побыл со мной там. Тогда я начинаю чувствовать себя так, как будто я там не была одна..."
Я не виню его в такой реакции. Он поступает так как нас учит общество с детства. Когда ребёнок говорит о своих проблемах взрослые раздражаются, начинают обесценивать и манипулировать им: "это всё мелочи, а у меня... У меня проблемы, а ты трепишь мне нервы".
Чувства ребёнок испытал и испытывает, от того что ему его душат эмоции не исчезают. Ребёнок начинает в добавок к этому испытывать ещё дополнительно злость к себе и чувство вины. Так возникает обида...
Если вы сейчас чувствуете обиду и душили её, потому что это родители - нельзя на них обижаться, потому что кому-то ещё хуже, потому что это глупости. Поговорите со своей обидой - разрешите себе прожить задушенные чувства. Ещё раз повторюсь - если эмоция началась - она не испаряется, особенно негативная, которая нацелена на защиту нашей жизни и должна быть запомнена, чтобы человек не повторял свои действия ещё раз.
После того как я объяснила мужу зачем я это делаю, он понял меня и обнял. А я понимаю, что я тоже иногда к сожалению так поступаю с ним и ребёнком... Но я очень хочу изменить своё отношение к эмоциям и чувствам.
Очень важно познавать себя, потому что если вы не знаете как нужно относиться к вам, то откуда же это узнают ваши близкие
