
Татьяна Громова
16 сентября 2025
Как быть собой, когда мир требует быть удобным
Современный мир постоянно требует соответствовать определенным стандартам. Он стремительно меняется, предлагая все новые роли и правила: быть гибким, адаптивным, понятным, «не слишком» сложным. На фоне этой гонки все острее звучит внутренний вопрос: «А кто же я в этом калейдоскопе ролей?»
Феномен страха перед собственной свободой был описан еще в середине XX века. Эрих Фромм в своей работе «Бегство от свободы» показал, что человек предпочитает раствориться в массе, лишь бы не принимать сложные, самостоятельные решения.
Сегодня, когда внешнее давление, ролевые ожидания и социальные фильтры многократно усилились, этот экзистенциальный вызов стал еще острее
Именно поэтому наша внутренняя устойчивость все реже зависит от внешних систем. Все чаще она определяется теми опорами, которые мы находим (или не находим) в самих себе.
Как мы пришли к этому: краткая история представлений о себе
Чтобы понять глубину этой трансформации, полезно взглянуть назад. То, что мы сегодня называем «быть собой», не всегда означало одно и то же. В традиционном обществе идентичность не была предметом выбора. Происхождение во многом определяло судьбу: сын сапожника сам становился сапожником. Самореализация сводилась к понятной задаче — в совершенстве соответствовать своей роли.
Эпоха индустриализации усложнила картину. Человек получил право на множество социальных ролей, но главной задачей было собрать их в целостную личность под взглядом условного «большого свидетеля» (например, Бога), который видел его истинную суть.
С приходом цифровой эпохи все снова изменилось. Идентичность стала похожа на набор сменяемых образов
Человек будто «логинится» в новую роль в зависимости от ситуации: вот я — эксперт, вот — родитель, а вот — герой смешного видео. Вопрос «Кто я на самом деле?» сменился другим: «Насколько я эффективен и удобен в этом контексте?». Такой подход породил новые проблемы, например, эмоциональное выгорание и гостинг — резкое прекращение отношений, которые стали доставлять дискомфорт.
Сегодняшний мир предлагает новый подход. Он не ставит выбора между целостностью и фрагментарностью. Возникает задача научиться осознанно переключаться между ролями, сохраняя гибкость, но при этом не теряя из виду свои главные цели и ценности. «Быть собой» теперь значит уметь управлять своей многогранностью.
Почему быть собой стало так сложно: 6 опасных трендов
Эта сложность рождается на стыке двух миров: мира внешних ожиданий, который требует от нас простоты, и нашего внутреннего мира, где опоры постепенно размываются. Вот основные вызовы нашего времени, которые мешают нам оставаться собой.
1. Тренд на удобство
Современный мир ценит не глубину, а простоту. Клиенту нужно быстрое решение, подписчику в соцсетях — понятный образ, работодателю — предсказуемый сотрудник. Человек, чья польза не очевидна сразу, рискует быть «пролистанным». Это рождает внутренний конфликт: проявлять себя целиком, рискуя показаться неудобным, или подстраиваться.
Часто люди выбирают второе и начинают играть упрощенную версию себя
Вспомним Шрека: за его пугающей внешностью никто не хотел видеть сложную и ранимую натуру. Мир требовал от него быть простым монстром, и ему приходилось постоянно бороться за право быть другим.
2. Тренд на внешние ориентиры
Когда наша психика работает на пределе — от многозадачности, постоянной тревоги и бесконечного сравнения себя с другими — она неизбежно начинает искать опору вовне, в чужом одобрении. Исследования, опубликованные в Journal of Social and Clinical Psychology, неоднократно подтверждали: чем больше времени люди проводят в социальных сетях, тем выше уровень тревоги и симптомов депрессии, вызванных как раз этим социальным сравнением.
В результате внутренний компас, который указывает на истинные желания, попросту сбивается. Пытаясь обрести почву под ногами, человек инстинктивно цепляется за старые, неработающие схемы, создающие привычную иллюзию стабильности.
3. Тренд на вечную юность
Исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл в своем труде «Тысячеликий герой» показал, что каждый герой проходит через инициацию — отказ от детских стратегий в пользу взрослого «я». В реальной жизни этот переход часто не происходит. Человек может быть взрослым по паспорту, но в сложных ситуациях реагировать инфантильно — ждать, что кто-то другой придет и создаст идеальные условия. Не прожив свою «героическую трансформацию», он рискует остаться в роли мечтающего, но не действующего ребенка.
4. Тренд на самосбывающиеся пророчества
Классический эксперимент Роберта Розенталя (1968), известный как эффект Пигмалиона, показал, что реальность во многом формируют наши ожидания. Если учитель верит в ученика, тот будет показывать лучшие результаты. Справедливо и обратное: подсознательная уверенность в провале подталкивает к действиям, которые ведут именно к нему. Так внутренние установки превращаются в жизненные сценарии.
5. Тренд на «аутсорсинг» мышления
Это подводит к еще одному, пожалуй, самому неочевидному вызову — незаметному делегированию самого процесса мышления. Эту идею очень точно уловил публицист Николас Карр. В своей нашумевшей книге «Пустышка» он приводит убедительные данные о том, что интернет — это не просто безграничный источник информации.
Он фундаментально влияет на структуру нашего мозга, буквально «отучая» его от глубокого, неспешного и сосредоточенного анализа
Складывается парадоксальная ситуация: в мире, где все больше интеллектуальных задач можно отдать на откуп алгоритмам, подлинным конкурентным преимуществом становится то, что мы рискуем утратить. А именно — способность мыслить самостоятельно, критически и умение не просто потреблять информацию, а преобразовывать под себя реальность.
6. Тренд на духовное бездействие
Современная псевдодуховность часто маскирует тонкий отказ от ответственности: «Если звезды не сложились, значит, не судьба». Вместо того чтобы действовать, анализировать и принимать решения, человек предпочитает ждать знаков Вселенной или «правильного момента». Это очень удобная позиция, которая позволяет избежать риска и усилий, но ее цена высока — она лишает человека авторства собственной жизни.
Адаптивный интеллект как ответ на вызовы времени
Что же можно противопоставить всем этим «трендам»? Ответ лежит не в стремлении быть простым и предсказуемым или в поиске одной-единственной жесткой роли, а в развитии совершенно иного навыка. Противостоять этим тенденциям помогает высокий адаптивный интеллект (AQ).
Суть его не в том, чтобы ловко подстраиваться под других и быть удобным. Это внутренняя способность сохранять свою целостность в любых, даже самых изменчивых обстоятельствах. Развитый адаптивный интеллект позволяет тонко считывать контекст, видеть неочевидные связи и гибко менять свое поведение, но не изменять себе. Именно он спасает от соблазна спрятаться за упрощенной маской и возвращает нам право — и смелость — быть сложными, противоречивыми, живыми.
Развитый адаптивный интеллект — это и есть зрелость в ее современном понимании
Такая зрелость проявляется не в упрямом стремлении всегда быть одинаковым, а как раз в мастерстве осознанно переключаться между ролями. Вспомним Шерлока Холмса в блистательном исполнении Камбербэтча: он с легкостью меняет образы — от бездомного до священника, — но мы ни на секунду не сомневаемся, кто он на самом деле. Он не растворяется в этих масках, а лишь использует их как инструменты, оставаясь центром своей сложной системы.
В конечном счете, «быть собой» в нашем мире — это и есть умение гибко и осознанно управлять своей внутренней сложностью. Это способность услышать внутри себя целый «парламент» разных персонажей и не подавлять их, а стать для них мудрым руководителем, направляя их к общей цели — собственному благополучию. Психолог Карл Роджерс очень точно назвал это «процессом становления личностью»: не застывать в какой-то одной версии себя, а непрерывно находиться в живом контакте с реальностью.
Эта тихая, ежедневная внутренняя работа, которая требует постоянной рефлексии и огромного уважения к своему пути. Умение не притворяться, не отказываться от своей многогранности и не становиться удобным в ущерб себе — и есть самый трудный и самый необходимый навык в мире будущего.


Беспорядок = стресс: как неопрятный дом может привести к психическим расстройствам
Специалисты уверены: периодическое расхламление необходимо каждому — оно может создать порядок не только в доме, но и в голове.
Как бы ни было неприятно это признавать, выражение «бардак в доме — бардак в голове» — не просто эффектная фраза, она подкреплена научными данными. Беспорядок там, где мы живем, и наше психическое здоровье действительно связаны между собой. Как проблемы с психикой могут приводить к хаосу и захламлению, так и наоборот — хаос и захламление могут вызывать хронический стресс и психические проблемы.
Как объяснила психотерапевт Кэти Бардж, это порочный круг — чем больше вы подвержены стрессу и тревоге, тем больше вероятность, что ваш дом будет захламлен, что, в свою очередь, усилит этот стресс и тревогу. Стресс порождает беспорядок, а беспорядок — стресс. Наш мозг воспринимает беспорядок как визуальный шум, из-за чего нам сложнее сосредоточиться и расслабиться.
Наши дома часто становятся музеями личной истории: здесь хранятся сувениры из отпуска, шкафы забиты редко надеваемой одеждой, а ящики с неизбежными «мелочами» лучше не открывать.
Хотя окружать себя материальными напоминаниями о прошлом может казаться приятным и утешительным, слишком долгое хранение вещей может создать «эмоциональную тюрьму, из которой трудно выбраться», предупреждают специалисты. Причем этот эффект особенно ярко проявляется у женщин и у людей с проблемами психического здоровья, в частности СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).
Существует множество причин захламления. Иногда это сентиментальность, иногда чувство вины за то, сколько денег было потрачено на неиспользуемые вещи, а иногда — обманчивая надежда, что они могут пригодиться «когда-нибудь»
«Часто накопительство, потребность сентиментально держаться за вещи связана с потребностью в привязанности и нашим внутренним ребенком, — пояснила доктор Бардж. — Если мы не получили от родителей той любви и заботы, в которой нуждались, мы развиваем сентиментальную привязанность к поздравительным открыткам и подобным вещам, которыми люди выражают свою любовь. Мы цепляемся за глупые вещи, которые имеют для нас такую ценность, потому что это реакция привязанности».
Наконец, наступает переломный момент, когда пространство дома становится настолько захламленным и хаотичным, что достигает точки перегрузки, когда мозг не может ни за что зацепиться, чтобы сосредоточиться на уборке. Вы понимаете, что нужно что-то делать, но не знаете, с чего начать.
Вот почему беспорядок так изматывает — вы устаете от необходимости принимать решения. «Жить в беспорядке означает принимать сотни мелких решений каждый день: где эта вещь, нужна ли она мне, что с ней делать?» — объясняет специалист по расхламлению Ингрид Янсен.
Доктор Брадж советует начинать наведение порядка с одного небольшого пространства, даже с одного ящика: «Если весь дом захламлен, мы позволяем ему становиться все хуже и хуже, потому что справиться с этим одним махом кажется слишком невыполнимой задачей».
«В конце концов, расхламление — это не просто создание порядка в доме. Это создание более спокойного ума, более упорядоченного распорядка дня и лучшего самочувствия. Больше места в доме действительно означает больше места в вашей голове, а это означает больше спокойствия в вашей жизни», — говорит Янсен.


Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.


8 советов психолога первокурсникам и их родителям для адаптации к самостоятельной жизни
Вчерашние школьники, любимый сыночка (или доченька) собрали чемоданы и собрались в самостоятельную жизнь — учиться и находиться отдельно от вас? А может, это вы сами идете на первый курс и вместе с радостным ожиданием испытываете волнение и растерянность?
После школы, где все «правила игры» были понятны, одноклассники — знакомы, родители — рядом (даже тогда, когда подросткам этого не очень хотелось), человек оказывается в вузе. А там и правила иные, и преподаватели ведут себя иначе и предъявляют другие требования, и свободы больше — но по-детски уйти от ответственности за свои «косяки» при этом не выйдет. А если началу учебы на первом курсе сопутствует и переезд, то есть полное погружение в самостоятельную жизнь и расставание с привычным миром и близкими?
Родители при этом, как правило, тоже переживают нелегкие времена. Беспокоятся за детей, скучают, борются с импульсами звонить и заваливать советами, переживают «синдром пустого гнезда», наконец,
Если ваш ребенок или вы сами переезжаете в другой город, адаптация может занять один-два месяца. Здесь важно справляться с разлукой и учиться самостоятельности. Вот что я советую на основе историй из моей практики.
1. Подготовьтесь заранее к разлуке
Перед отъездом поговорите открыто: поделитесь страхами и ожиданиями. Родители, скажите: «Я горжусь тобой и всегда на связи». Студенты, настройте регулярные звонки — например, раз в неделю по видео. Но не звоните каждый час: дайте пространство для роста.
2. Создайте рутину дня
В школе все было по расписанию, а в вузе — свобода. Но без структуры легко потеряться. Начните с простого: составьте план на неделю. Включите учебу, еду, спорт и отдых. Например, каждый вечер пишите «три дела на завтра» — это снижает тревогу. Используйте приложение, но можно и на бумаге.
3. Организуйте быт шаг за шагом
Самостоятельность пугает, но разбейте на мелкие задачи. Составьте список: «Купить продукты на неделю», «Научиться стирать». Начните с простого — готовьте знакомые блюда, как дома. Если в общежитии, найдите «соседей по кухне» — совместное приготовление пищи сближает и снижает одиночество.
4. Учитесь управлять эмоциями
Если накатывает грусть или раздражение, не подавляйте. Попробуйте «дыхание 4-7-8»: вдох на 4 секунды, задержка на 7, выдох на 8. Это успокаивает нервную систему за минуты. Или ведите дневник: запишите, что беспокоит и что можно изменить. Я рекомендую это всем — это как разговор с самим собой.
5. Стройте социальные связи
Не ждите, пока вас пригласят, — сами проявляйте инициативу. В первые дни присоединяйтесь к группам в соцсетях вуза, сходите на студенческие мероприятия. Простой совет: улыбнитесь и спросите у соседа по парте: «Как тебе лекция?» Маленькие разговоры перерастают в дружбу.
6. Следите за здоровьем
Сон, питание и движение — основа психического баланса. Стремитесь спать 7-8 часов в сутки, ешьте овощи и фрукты, гуляйте хотя бы 30 минут в день. Если чувствуете переутомление, сделайте перерыв: послушайте музыку или позвоните другу.
Родители, ваша роль — быть опорой, а не контролером
Не звоните с упреками: «Почему не учишься?» Лучше спросите: «Что сегодня порадовало?»
Поощряйте самостоятельные решения. Если ребенок жалуется, слушайте без советов — иногда нужно просто выговориться. И если видите признаки серьезного стресса (бессонница, апатия), предложите помощь.
7. Боритесь с тоской по дому
Нормально скучать! Создайте «кусочек дома» в новой комнате: фото семьи, любимая кружка. Когда накатывает, сделайте что-то приятное: прогуляйтесь по новому городу, попробуйте местное кафе. Если тоска сильная, обратитесь к психологу вуза — многие предлагают бесплатные консультации.
8. Развивайте навыки самоподдержки
Учитесь говорить «нет» лишним вечеринкам, если устали. Практикуйте аффирмации: «Я справлюсь, я сильный». И помните: первые недели — самые тяжелые, потом станет легче. Один мой клиент, переехавший в Москву, сказал: «Я начал с малого — ходил в парк один, и вдруг почувствовал свободу».
Дорогие мои, адаптация первокурсника — это не испытание, а возможность стать взрослее и увереннее. Помните: ошибки — часть процесса, и это нормально. Если вы студент, верьте в себя. Если родитель — доверяйте ребенку.

