Механизмы и функции эмпатии
Психологическая газета
«…в возникновении эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и познавательные процессы и, главное, — воображение. Без адекватного реконструирования с помощью воображения состояния человека, без учета его позиции и обстоятельств, вызывавших переживания, велика возможность появления эмпатических реакций, не имеющих ничего общего с действительным чувствам объекта эмпатии, т.е. псевдоэмпатии. Вероятность псевдоэмпатии будет, по-видимому, выше в условиях имитации эмоционального заражения или идентификации, не опосредованной децентрацией и способностью представить себя на месте другого. Представляя себя на месте другого, осознавая это или нет, человек способен к действительной эмоциональной отзывчивости, называемой эмпатией.
Способность человека представить себя на месте другого тесно связана с эмоциональной сферой личности и является производной от формирования образа переживающего. Это подтверждает положение, принятое в социальной психологии, о том, что когнитивные и эмоциональные аспекты — мало обособленные и качественно определенные стороны в процессах социальной перцепции [9].
Эмпатия является не просто результатом описанных выше когнитивных и эмоциональных процессов — она может выступать в качестве мотивирующей силы, когда речь идет о помогающем поведении. Такой вид эмпатии, характеризующийся активным содействием, помощью другим людям, называют в социальной психологии действенной эмпатией или действенной эмоциональной идентификацией и считают высшей социально-значимой формой эмпатии, выражающейся в проявлении альтруистического поведения. Таким образом, в структуру эмпатии может включаться, помимо эмоционального и когнитивного, поведенческий компонент.
Резюмируя вышесказанное, к основным функциям эмпатии можно отнести:
1. синхронизацию взаимоотношений общающихся и взаимодействующих людей; а следовательно — улучшение психологической атмосферы и создание состояния доверительности;
2. познавательную функцию, связанную с прочувствованием эмоционального состояния и «эмоциональным» пониманием другого человека, влекущим за собой расширение собственного эмоционального опыта эмпата;
3. мотивацию помогающего поведения, в том числе и его психотерапевтическое действие, которое влечет за собой снижение эмоционального напряжения и формирование раппорта между переживающим и сочувствующим ему индивидом, о чем писал К. Роджерс [17]».