Психологический механизм отчуждения ребенка от родителя. Как это работает?
Психологическая газета
«Ребенок в результате конфликта родителей отказывается общаться с одним из них, сославшись на нежелание видеть его, и аргументирует это своим негативным отношением. Ситуация нередко встречается при высококонфликтных разводах. В американской традиции это называется PAS (Parental Alienational Syndrom), в отечественной практике разделяют феномен по этиологии причин. Одна из них — это индуцирование ребенка одним из родителей. Другая — конфликт лояльностей, переживаемый ребенком в результате индуцирования, собственной переработки конфликта либо сочетания первого и второго.
Я хочу предложить рассмотреть психологический механизм, лежащий в основе индуцированного отказа. Делюсь своими наблюдениями и выводами психолога-практика, который сопровождает конфликтные бракоразводные процессы в интересах детей.
Когда предпочитаемый родитель оказывает психологическое влияние на мнение ребенка, что должно происходить в психике несовершеннолетнего, чтобы он согласился с негативной оценкой родителя, которого он все это время любил, ценил и имел с ним общее хорошее прошлое? При поверхностном влиянии индукции ребенок формально соглашается с тем, что тот родитель плох, но при экспертной оценке довольно быстро выявляется то, что второго родителя он продолжает любить, в проективных тестах обозначает его как члена семьи, имеет позитивные ассоциации с ним на предсознательном уровне. Батарея проективных тестов обычно это выявляет. В поведении ребенок также невербально проявляет знаки «приятия».
Но если индуцирующее влияние осуществлялось долго (от полугода до нескольких лет), глубина повреждения привязанности может стать достаточно сильной, чтобы на экспертной оценке отверженный родитель отвергался на всех уровнях: поведенческом, эмоциональном, когнитивном. То есть мы говорим об устойчивом психологически индуцированном состоянии ребенка. Суть его заключается в том, что ребенок изменил систему смысловых установок в отношении себя и членов семьи под действием значимого взрослого.
В практике жизни люди всегда задают вопрос: а что с этим делать? Но на мой взгляд, пока не дан ответ на предыдущий вопрос — как это работает изнутри? Какой психологический механизм ребенка обеспечивает поддержку такого влияния со стороны взрослого? Ведь для этого нужно разорвать преемственность своего опыта, «обнулить» его значимость и все, что связано с другим родителем, перестать учитывать его в своей системе ценностей. Как в моем присутствии сказала одна 10-летняя девочка на суде, когда ей показывали фотографии совместного счастливого отдыха с мамой: «Ну это ведь уже не имеет значения».
Я предлагаю рассмотреть вопрос о внутреннем психологическом механизме ребенка, обеспечивающем отчуждение второго родителя, когда отказ происходит в результате атаки на привязанность ребенка со стороны взрослого.
Феномен индуцированного состояния становится возможным в результате работы психологической защиты ребенка…»