Роль жертвы
12 шагов для тревожных
Часто люди, испытывающие страдания, чувствуют себя жертвами. Кажется, само слово “жертва” заряжено очевидным смыслом, как состояние, не требующее дополнительного словесного описания.
— Жертва не виновата.
— Жертва не выбирала такую судьбу.
— Жертва не может нести ответственности, потому что от нее ничего не зависит.
— Жертва страдает и страдает несправедливо.
— Весь мир вокруг — события, люди, обстоятельства, обидчики, собственно, и делают из жертвы жертву, погружая её в страдания.
Так ли невинна и безобидна эта роль? Давай разберемся.
Человек, находящийся в роли жертвы, осознает свои страдания. Однако в этих страданиях всегда есть так называемая вторичная выгода, это:
— Освобождение от ответственности и перекладывание её и вины на других людей;
— Убежденность в своей непричастности к тому, что происходит;
— Возможность влиять, а порой и властвовать над другими.
(Когда получается навязать другому человеку чувство вины, у Жертвы возникает возможность контролировать ситуацию. Боль становится крючком, а сочувствие и включенность, возникающие в окружающих, становятся отличным рычагом для управления и манипуляции.)
— Бонусом выступает общественное отношение в нашей культуре к страданиям, которые часто вознаграждаются, восхваляются и преподносятся в виде наивысшего духовного подвига.
(Однако нужно отметить, речь идет именно о роли Жертвы в Треугольнике Карпмана. Когда дело касается реальных жертв происшествий или несчастных случаев, работают другие закономерности).
Таким образом, человек в роли жертвы:
— Действует так, будто у него нет ресурсов для разрешения своего несчастья, и ожидает, что все решения должны прийти извне.
— Не применяет логическое мышление и навыки решения проблем, считая, что обстоятельства (нужда и сильные чувства) не оставляют ему возможности сделать что-либо, умаляют его способность думать и чувствовать.
— Имеет во внутреннем мире преобладающие чувства тоски, одиночества, обиды, тревоги.
— Характеризуется депрессивностью, аутоагрессией, саморазрушением, имеет заниженную самооценку.
— Проявляет пассивную агрессию. «Отморожу уши назло бабушке» (выражу свою злость не напрямую, а косвенно).
— Страдания и несчастья бессознательно использует как способ вызвать жалость у других людей.
Человек в роли жертвы часто пытается привлечь к себе “Спасателя”, то есть, пытается заставить другого человека оказать содействие без прямого запроса, и как следствие без оплаты получаемой помощи, руководствуясь ощущением или установкой: “Если мне плохо, значит, мне должны”.
А игра “Кто из нас самый больной?” — на вершине горы оказывается тот, кто доказал остальным, что страдает больше всех — теперь он обладает привилегиями и властью над другими.
Или «Попробуй меня спаси!», когда ресурс оказанной помощи целенаправленно сливается и обесценивается.
Есть выражение: «Жертва — насильник снизу».
— Сколько «мам-жертв» не позволило своим детям выйти замуж и жениться, отнимая тем самым их право на личную жизнь.
— Сколько «жён-жертв» заставляют мужчин испытывать вину и делать то, что они сами хотят.
— Сколько «мужей-жертв» страдающих и умирающих на глазах близких от своей зависимости.
Вот так, «невинная» позиция, оказывается, весьма обманчива и коварна…
-️ Мы говорим о «роли». Ей присуща некая комичность и трагичность.
— Те, кто играют, зачастую делают это неосознанно.
— Им привито чувство беспомощности.
-️ Причиняя страдания другим, они также сильно страдаю и сами.
-️ В мире существуют насилие, жестокость, несправедливые и тупиковые ситуации, на которые человек оказывается не способным влиять!
-️ Не каждое страдание несет в себе вторичную выгоду!
-️ Во многих страданиях люди не виноваты! Они не выбирают их!
-️ Тот, кто стремится к страданию, вероятно, когда-то был травмирован. И, сам того не желая, стал заложником роли.
Чтобы избавиться от этой позиции нужно внимательно рассмотреть свои жалобы, выразить их через свои личные переживания (сместив фокус с «обидчика» на себя) и сформулировать задачу, направленную на решение личностной проблемы.
Но об этом мы можем поговорить в другой раз...