Компьютерные игры: психологи рассказали, во что можно и нельзя играть детям
Записаться к психологу онлайн
Олег Долгицкий специально для Я Покупаю – женский журнал ответил на вопросы о видеоиграх. Каждый раз затрагивая эту тему начинаю понимать, что тема видеоигр напрямую связана с гендерной социализацией. Всё больше думаю о том, что жестокие игры с насилием и жестокостью являются частью мужской гендерной социализации, а значит вполне нормально, что мальчики крошат демонов в Doom.
— Правда, что графика и музыка игр «нагружают» психику ребенка?
«Это только вопрос вкуса, моды, стиля игры. Графика, цвет и звук в играх оказывают тот же эффект, что в кино, клипах — ничего особенного. Важен только смысл, который они обретают в игровом процессе».
— Не вредно ли для ребенка «бегать и всех крошить» в виртуальном пространстве?
«Ожидаемый ответ «стратегии лучше, чем шутеры» не совсем верен. Безусловно, классика статегических игр (например, «Герои меча и магии», «Цивилизация», «Старкрафт») отлично развивают интеллект и выглядят более полезными, чем любой мастодонт шутера вроде DOOM, Half-life, Quake. Но стрелялки развивают внимание и скорость реакции, мотивацию к побед — и это тоже важно».
— Если говорить о сюжетах — что для ребенка ОК, а что нет?
«Рассматривайте игру как любое другое произведение. Вы не дадите семилетке читать «Лолиту» Набокова, но это не значит, что книга плохая или вредная. С игрой то же самое. Например, Vampire: The Masquerade — Bloodlines (18+) изобилует сценами секса и насилия, но при этом остается нетленной классикой. Другими словами, ориентируйтесь на возрастные ограничения, которые указывают производители видеоигр — они с огромным запасом защищают психику ребенка».
— А если ребенок играет гадким персонажем — сам станет таким?
«Современные компьютерные игры имеют высокий уровень кастомизации персонажей. Например, World of Warcraft. Сегодня можно полностью откорректировать внешность и характер того, за кого играет человек. Есть даже отдельный жанр, который называет RPG (role play game — ролевая игра). В этом смысле не столько ребёнок ассоциирует себя с персонажем, сколько сам персонаж становится ассоциирован с ребёнком. Разумеется, есть игры, где главный герой задан сюжетом, но даже там можно выбрать характер своего персонажа, сделав его добрым или плохим, жестоким или милосердным, честным или аморальным».
— Что важно знать родителю играющего ребенка, за чем следить?
«Родители должны включаться, когда ребенок познает окружающий мир, не важно — через игру, фильмы, песни, картины. Задача взрослых быть рядом: помогать, корректировать, объяснять. Если вы включаетесь в игру вместе с ребенком, знаете ее, способны поддержать разговор о том, что его интересует и волнует — это правильно и полезно для ваших отношений».
The cheat with the ace of diamonds («Мошенничество с бубновым тузом»), 1635 г. Жорж-де-Ла-Тур