Институт психологии РАН
31 октября 2025
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)
приглашает принять участие в XXIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей образования
«ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАУКА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»
📍 Где: г. Москва, МГППУ
⁉ Как: в смешанном формате
👩🎓👨🏻🎓 К участию в конференции приглашаются студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспиранты, педагогические работники, ведущие исследования в области образования
Направления работы тематических секций:
1. Дошкольное образование: развивающая среда, воспитание.
2. Особенности развития, социализации и образования современных детей и подростков.
3. Образование и психологическая помощь детям с особыми потребностями (дети с инвалидностью и ОВЗ, дети с девиантным поведением, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети в условиях СВО, дети иностранных граждан), детям с трудностями в обучении.
4. Современные технологии воспитания.
5. Работа с родителями: формирование сообществ, модели взаимодействия педагогов и родителей.
6. Профориентация, естественно-научное и математическое образование, технологический суверенитет.
7. Подготовка, профессиональная адаптация и постдипломное сопровождение выпускников, профессиональное развитие педагогических кадров.
8. Цифровые технологии в образовании.
9. Изучение международного опыта для возможного внедрения элементов в систему образования РФ.
Возможные формы участия:
✔ выступление с устным докладом
✔ участие в качестве слушателя
✔ публикация тезисов
Условия участия в конференции:
Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться в системе электронной регистрации на сайте: myeduconf.ru
Организационный взнос с участников конференции не взимается.
Рабочие языки конференций: русский, английский.

📔В журнале "Вестник РУДН. Психология и педагогика" вышла статья главного научного сотрудника лаборатории психологии речи и психолингвистики А.Н. Воронина в соавторстве с В.В. Палёновой "К новому уровню коммуникации человека и чат-бота: управление целями и взаимная речевая адаптация".
📃Ключевым результатом исследования является выделение шести базовых коммуникативных сценариев взаимодействия пользователя и чат-бота: информационно-аналитического, практического, креативного, эмоционально-рефлексивного, развлекательно-игрового и исследовательски-провокационного. Каждый сценарий отражает устойчивую согласованность целей и тактик участников, раскрывая функциональную архитектуру цифрового диалога. Исследование показало, что взаимодействие с генеративными чат-ботами не является случайным, а разворачивается в рамках структурированных коммуникативных конфигураций.

Социальные представления о брачном партнере: поколенческий подход
«Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что ядро социальных представлений о брачном партнере и периферия, близкая к ядру, являются довольно устойчивыми конструктами и слабо поддаются изменениям под воздействием культурно-исторического контекста. Примечательно, что несмотря на фиксируемые изменения в структуре семьи и брака, а также сдвиги ролевого поведения в семье, ядро социальных представлений о брачном партнере для разных поколений составляют идеи ответственности за жизнь близких, необходимости совместного развития и преодоления трудностей, а также гармонизирующей функции юмора.
По-видимому, ядро социальных представлений в ходе межпоколенной коммуникации в семье остается более или менее устойчивым, являясь, по сути, стабилизирующим фактором, позволяющим воссоздавать семейные ячейки и тем самым поддерживать культурные основы общества. Несмотря на информатизацию, которая не может не оказывать влияния на мировоззрение граждан, в числе основных жизненных задач молодых мужчин представители разных поколений отмечают, в первую очередь, профессиональное развитие, а для женщин — создание семьи и деторождение [16]. Исходя из этого, можно предположить, что проблемные тенденции в семейно-брачных отношениях (такие как отказ от деторождения и длительных романтических отношений в целом) являются ответом на изменения экономического и социокультурного контекста, а не базовых социальных представлений о брачном партнере.
При анализе социальных представлений о брачном партнере нужно учитывать и возрастной фактор. В целом с ростом жизненного опыта респонденты демонстрируют бóльшую терпимость и более высокую готовность к принятию сложных жизненных обстоятельств, а также в большей мере склонны воспринимать отношения как сложный и творческий процесс, требующий постоянного приложения усилий. Представители молодого поколения, которые только вступают в семейную жизнь или вообще не имеют опыта длительных отношений, напротив, в большей степени склоняются к категоричным суждениям, демонстрируют ориентацию на максимальную открытость (как в сексе, так и в остальных сферах), а также запрос на принятие себя партнером. В социальных представлениях миллениалов значительную роль играют элементы, транслируемые популярными пабликами в социальных сетях — у поколения Y эти высказывания входят в ядро, в то время как у остальных поколений — в периферию».

Ученые назвали возраст, когда расцвет личности человека достигает пика.
Исследователи выяснили, что, хотя физический пик нашего организма приходится на 25–35 лет, а скорость мышления и память начинают снижаться уже после 25, более широкий набор когнитивных и личностных характеристик достигает высшей точки намного позже.
В исследовании проанализировали 16 факторов — от базовых когнитивных навыков (мышление, объем памяти, скорость обработки, накопленные знания и эмоциональный интеллект) до «большой пятерки» личностных черт (экстраверсия, эмоциональная устойчивость, добросовестность, открытость новому опыту и дружелюбие). Например, добросовестность максимально проявляется к 65 годам, а эмоциональная устойчивость — к 75.
Общий индекс, основанный на этих данных, показывает, что именно в возрасте 55–60 лет люди достигают наивысшего уровня психологической зрелости и эффективности. Это объясняет их успех и лидерство в профессиональной жизни. При этом после 75 лет наблюдается более заметное снижение этого уровня.
Важно, что возраст сам по себе не определяет когнитивный потенциал — многое зависит от индивидуальных особенностей и опыта, а не стереотипов.










