Сегодня
🌸#совет_дня
Чтобы тебя не раздирало изнутри, нужно выговориться.
Для этого существуют исповедники, подруги и психотерапевты. Заноза, если ее вовремя не вынуть, устроит заражение крови. Люди, которые молчат и держат все в себе, находятся не только под серьезным психологическим или даже психиатрическим риском, но и под риском соматики. Любой профессионал со мной согласится: все начнется с язвы желудка. Организм един — и психика, и тело.

7 ноября 2025
«Не доверяй эффективности, если она не знает, зачем она нужна.»Мир машин говорит на языке результатов.Быстрее, точнее, надёжнее — это священные слова XXI века.Но за ними легко потерять смысл.Психология эффективности — это ловушка, в которую попали даже гуманитарии:мы оцениваем всё по метрикам, забывая, что не всё измеряется.Машина оптимизирует путь.Человек ищет зачем.Когда в цехе всё идеально работает, но никто не чувствует радости,это не успех — это симптом.Когда алгоритм безупречен, но пуст внутри —это уже не техника, это символ усталости мира.Технософия напоминает:эффективность без рефлексии — это механика без культуры.А культура — это то, что даёт человеку возможность замедлиться,задуматься, услышать дыхание процесса,и понять: не всё, что работает, живёт.Пусть техника считает секунды.Человек должен считать смыслы.
Показать полностью…

«Человек видит в машине не металл — а свой страх и своё восхищение.»Мы часто говорим о роботах, будто о чём-то внешнем.Они — инструменты, системы, продукты инженерного гения.Но если прислушаться внимательнее — робот — зеркало.Он не думает, не чувствует, не желает.Но он воспроизводит нас — нашу жажду порядка, наше стремление к контролю,и одновременно — наше бессилие перед самим собой.Психологи называют это технопроекцией: когда мы переносим на машину то, чего не можем принять в себе — холод, рациональность, точность, отсутствие сомнений.Инженеры называют это интерфейсом взаимодействия.А философ скажет: это — диалог человека с собственной тенью.Страх перед техникой — это не страх перед железом.Это страх увидеть, что часть человеческого — уже стала нечеловеческой.Но если в этот момент не отшатнуться, а вглядеться,возможно, мы увидим в зеркале не врага, а собеседника.Техника не отнимает душу.Она просто спрашивает: "А ты ею пользуешься?"
Показать полностью…

5 ноября 2025
Рассказывала сегодня клиентке и вспомнила. Про мир с точки зрения Чебурашки.
Кажется, швейцарский психолог Жан Пиаже придумал гениальный в своей простоте эксперимент над детьми.
Ребенка сажали за круглый стол, а на соседних стульчиках – пару игрушек. Мишку и Чебурашку.
Потом говорили: «Петенька, нарисуй, что ты видишь».
И Петенька старательно рисовал – Мишку, Чебурашку, стол, окно, лысую голову дяденьки-экспериментатора, что-то еще.
А потом ему говорили: «Петенька, а нарисуй, что видит Чебурашка».
И вот тут прекрасное.
До 4-5 лет все дети уверенно рисовали опять то же самое – Мишку, Чебурашку, стол, окно и лысую голову.
После 5 лет у некоторых, очень некоторых детей возникали попытки нарисовать мир под другим углом. Например, появлялась творческая догадка, что Чебурашка не может видеть Чебурашку, а видит Мишку и… кого? Меня? Как он меня видит?
И голову дяденьки-экспериментатора он видит под каким-то другим углом. Может, экспериментатор к нему ближе сидит. И возможно, от этого он кажется ему симпатичнее?
Ни у кого из детей это не было мгновенным озарением.
Ни у кого из нас это не мгновенное озарение.
Углубление картинки того, как Чебурашка может видеть наш мир, полный скорбей, занимает годы. Даже в лучших случаях.
Некоторые становятся способны увидеть мир с точки зрения Чебурашки только годам к 10.
Тут можно было бы сказать "поздновато". Но мы знаем людей, которые неспособны к этому ни в 30, ни, прости господи, в 50.
Которые уверены, что мир существует в неизменно отлитой форме и строго в тех контурах, которые они видят со стула. Любое отклонение мира от этих контуров вызывает у них испуганную ярость и расценивается как преступление.
И обходить, даже мысленно, стол, чтобы узнать что-то новенькое о близких, об их желаниях, об отношениях и даже о самих себе, они не будут.
Потому что.
Потому что бесит, потому что страшно, хлопотно и зачем усложнять.
Если бы меня спрашивали (но никто не спросит) я бы предложила этому и учить в детском саду, на любом подходящем материале, хоть на шишках, хоть на осенних листьях, хоть на пальчиковых красках.
А потом в школе еще закреплять этот навык.
Потому что это навык, и он тренируется. Честное слово, каких-то несколько лет.
Ну и ужасно интересно всегда проверить близких по методу Пиаже.

