Сегодня
ПЕРЕСТАТЬ СТРАДАТЬ
Все психологические запросы, если максимально обобщать, можно свести к двум элементарным: избежать чего-то или что-то получить. Другими словами, перестать страдать или начать радоваться чуть больше, чем уже выходит.
И здесь возникает другая проблема. Если вся жизнь человека выстроена вокруг страдания, если все его адаптационные механизмы заточены под обслуживание этой схемы, то не так-то просто ему представить себя в той реальности, где проблемы нет и страдать больше не придётся. Это не значит, что человек не хочет лучшей жизни - он просто не знает, как может быть по-другому.
Дело в том, что наш мозг формирует нейронные связи, соответствующие часто повторяющимся состояниям. Хроническое страдание создает устойчивые нейронные сети, которые мозг воспринимает как "безопасные" из-за их предсказуемости.
Так, например, учёные недавно выяснили, что люди с низким социально-экономическим статусом чаще потребляют негативный контент, так как он подтверждает их картину мира. Это "предвзятость подтверждения": мозг ищет знакомые паттерны, даже если они болезненны, потому что незнакомое (пусть и позитивное) требует больших энергозатрат на то, чтобы встроить его в свою картину мира (как это не "все мужики козлы"?! А как тогда?..)
Страдающий человек - это в любом случае человек тревожный. Его мозг склонен к катастрофизации - эволюционному механизму, призванному предвосхищать угрозы. Однако в безопасной среде эта функция становится дезадаптивной, потому что люди патологически перестраховываются. И это не просто пессимизм, а глубинное убеждение в том, что подготовка к худшему снизит боль от возможного разочарования и утраты надежд, целей и смыслов. На деле же выходит самосбывающееся пророчество: в ожидании провала человек неосознанно саботирует свои возможности, что в итоге приводит к неудаче. (Но он это и так знал. Так всегда выходит).
Негативный прогноз всегда имеет в своей основе негативное самоописание. "Я неудачник", "меня нельзя любить", "я ничтожество" и прочие установки функционируют как фильтр восприятия. И психика отбирает из внешнего опыта лишь те элементы, которые подтверждают привычную установку.
Например, люди, идентифицирующие себя как "одинокие", бессознательно игнорируют возможности для социального взаимодействия, даже когда те очевидны и доступны. Этот механизм объясняет, почему человек может годами находиться в токсичных отношениях или на нелюбимой работе - его идентичность срослась с ролью того, кто привык страдать, и любое изменение грозит потерей целостности.
Недостаточно просто захотеть "быть счастливее" - нужно менять саму историю, которую человек рассказывает о себе. Но психика сопротивляется и цепляется за старые схемы. Ведь они, даже будучи мучительными, помогают сохранять привычные представления о мире. Вот почему плохо работают простые советы "думать позитивно" - они борются со следствием, а не с причиной. А причина в том, что страдание когда-то стало спутником эффективного способа выживать. И с этой склейкой можно бережно работать в терапии.

В наши дни многие люди полагают, что если они не ощущают счастья, то они, должно быть, в депрессии. Но в жизни всё иначе, и есть целый ряд эмоций и устойчивых эмоциональных состояний. По словам Аристотеля, счастье – это постоянная деятельность, но это не означает, что вы никогда не будете несчастным или что не случаются тяжелые времена. Жизнь трудна, и в ней есть проблемы, но это не означает, что у вас не может быть хорошей жизни. Важно, чтобы мы, исследователи счастья, подчеркивали, что никто не бывает счастливым все время. Печаль – такая же часть человеческого опыта под названием «жизнь».
Показать полностью…
НЫТЬЁ ДЛЯ ГЕРОЯ
Мы каждый день рассказываем себе и другим людям истории о нас самих. Меня завораживает, что любую! любую сюжетную историю о нас, людях западной культуры, можно уложить в определенный порядок.
Мы не можем рассказать о себе ничего, что не укладывалось бы в этапы пути героя. Чаще всего мы излагаем другим истории победы. "И вот заказчики выставили невозможный срок (этап "битва с чудовищем"), а мы всем отделом взялись, три ночи не спали, привлекли трех стажеров - и сделали. Успели (этап "обретение сокровища")! Потом, конечно, никто не верил, как мы так смогли, приезжали из московского офиса смотреть, что мы тут за чудеса творим (этап "возвращение с победой"), а теперь под нас отдельное представительство будут открывать (этап "хозяин двух миров").
От таких историй мы возвеличиваемся, получаем свою порцию изумлений и восторгов, проживаем заново свои странствия и победы. Если таких историй у нас много, мы очень устойчивы. Мы и другие наши жизненные сюжеты уложим таким образом. От победы к победе.
Есть истории, которые мы рассказываем из других состояний. "Все плохо, соседи козлы, опять залили, не пойду я разбираться, они агрессивные" - этап "отказ от зова". Или "Надо уволиться, на работе полная ерунда происходит, мы уже подали в суд на руководство, но всем страшно, что ничего не выйдет, хотя мы пока держимся" - а это этап "падение в бездну", когда уже ввязались, и не соскочить, но очень страшно, и победой даже не пахнет. Кажется, что летишь в пасть чудовищу, и оно тебя сожрет.
В общем, ноем мы из этих двух моментов пути героя - либо пытаясь соскочить с неприятной истории, ведь всякое приключение героя не очень-то для него желанно. Либо дрожа перед решительной битвой, что незазорно всякому драконоборцу. Драконом может выступать что угодно - болезнь, ситуация, враг.
Тут кроется подсказка, что делать с человеком, который вам ноет. Если это ваш добрый друг или ваше дитя, хорошо бы разобраться, в каком он моменте своего пути. Если в самом начале и пытается соскочить, можно честно поддерживать его в идее никуда не ходить. Созреет - выйдет в путь.
А если это перед решительною битвой, то там сработают слова поддержки вроде "делай, что должно, и будь, что будет".
Но вернемся же к нашей общей способности рассказывать про себя истории. Понятно, что у нас есть любимые и привычные рельсы сюжетов. Кто-то рассказывает о сокровищах и победах (и о славных поражениях в славных битвах, кстати, тоже - например, о неудаче в стартапе), кто-то - о том, как обманули его по дороге, а кто-то о том, как здорово никуда не ходить.
Эти сюжеты определяют нашу судьбу. То, что мы рассказываем себе и другим о себе - наша правда. Одна и та же история может быть рассказана с подсветкой того или иного куска пути. Победы, бывает, смазывают и замалчивают, а опасности и темных менторов преувеличивают. На то есть причины, но они поправимы.
А самые, самые пронзительные и чарующие истории содержат еще смех. Думаю, пока странник не добрался обратно целиком и не присвоил себе всю историю, он не может смеяться над своим приключением. А если уже начал посмеиваться над собой, драконами и страхами своими - значит, вернулся.
И история начинает жить сама. Как еще один великолепный миф.

B психологии принято считать, что болезненное и агрессивное реагирование на внешний мир (других людей), зависит от травмированности личности, её детства. Ho, как показывает практика, даже люди с достаточно благополучным детством избыточно болезненно и зло могут воспринимать жизнь.
Общим в их сознании является идеалистическое, не соотнecённоe с реальностью представление о мире и о себе. Большое количество "не по-моему", сопровождаемое избыточным эмоциониpoванием, не подвергающимся сомнению. Фактически личность запpeщaeт себе взрослеть и умнеть, так как утратит миф о своей исключительности и надежду на "хороший мир с хорошими людьми", которые по сути - то, что не вызывает боль и агрессию.
Больше всего личность боится не внешнего (дpугих людей), а именно своей нeyправляемой эмоциональной реакции на них: невозможности принудить быть желаемым, сравнения кто лучше, выявления cобcтвенной уязвимости и т.д.. После этого хранимый идеальный образ разрушается. Это сопровождается интенсивной аутоагрессией, избежать которую помогает проецирование всей плохости из себя вовне.
Это и замыкает круг запертости в себе, в однообразии судьбы.

