Сегодня
Аутизм - одно из самых загадочных психических расстройств. Ученые до сих пор спорят о причинах его возникновения. Многие считают, что ключевую роль играют генетические факторы. Другие утверждают, что решающим является влияние среды. Наиболее распространенная в настоящее время точка зрения заключается в том, что на развитие аутизма влияет комбинация генетических предрасположенностей и факторов внешней среды. Однако очевидно, что эмоциональный фон в семье играет ключевую роль в проявлении симптомов аутизма. Грубость, холодность, невнимание к переживаниям ребенка могут усугубить состояние малыша, замкнуть его в себе. И наоборот, с помощью ласки, тепла, понимания особенностей можно вернуть ребенка к активной жизни. В этой статье на конкретном примере мы разберемся в том, как эмоциональная среда влияет на развитие аутизма. А также - что нужно знать родителям для гармоничного развития особого ребенка. Как грубость матери спровоцировала аутизм у ребенка Ребенок родился абсолютно здоровым, развивался в соответствии с возрастом. Однако в 5 лет после эпизода грубости со стороны матери его поведение резко изменилось. Ребенок замкнулся в себе, перестал общаться и реагировать на окружающий мир. Так организм защищался от боли и стресса. Причиной послужила вспышка грубости матери перед отъездом. Она сильно отшлепала и обругала девочку, которая не хотела отпускать маму. Затем оставила ее с бабушкой, которая тоже часто оставляла ребенка одного. Такая жестокость и безразличие родных шокировали чувствительную психику девочки. Ее организм заблокировал эмоции, чтобы защититься. Системно-векторная психология объясняет, что девочка обладала «звуковым вектором» - повышенной чувствительностью к звукам и словам. Крики и ругань матери особенно сильно ранили ребенка. Отсутствие заботы и защиты привело к стрессу и «уходу в себя». Так сформировался диагноз «аутизм». Почему у ребенка развился аутизм Аутизм - расстройство психического развития, которое проявляется нарушением социальных взаимодействий и коммуникации. С чем связано его возникновение? Аутизм: психосоматика - взаимосвязь психологических причин и их влияния на тело. Рассмотрим основные факторы развития аутизма. Генетика. Исследования показали, что аутизм чаще возникает при наличии генетических мутаций. Однако гены лишь предрасполагают, а не предопределяют заболевание. Требуются дополнительные факторы. Особенности центральной нервной системы. У людей с аутизмом отмечаются нарушения в развитии и функционировании мозга. Это может быть связано с дефицитом нейромедиаторов, нарушениями нервных связей. Психотравмирующие ситуации. Сильный стресс, потрясение, жестокое обращение запускают защитную реакцию организма - уход в себя, отрешение от внешнего мира. Так возникают симптомы аутизма. Особая чувствительность нервной системы ребенка, обусловленная его психотипом. К примеру, «звуковые» дети острее реагируют на крики, ругань, шум. Это может стать причиной аутизма. Аутизм - сложное расстройство, в основе которого лежит комплекс биологических, психологических и социальных факторов. Понимание психосоматики аутизма помогает выявить причины заболевания в каждом конкретном случае. Как помочь аутичному ребенку раскрыться Аутизм значительно ограничивает возможности ребенка, но с правильной помощью он может развиваться и раскрывать свой потенциал. Как поддержать аутичного ребенка? Терпеливое отношение. Не стоит форсировать общение, если ребенок не готов. Нужно дать ему пространство и время, чтобы привыкнуть и раскрепоститься. Постепенно вовлекать в диалог. Создание комфортной сенсорной среды. Убрать лишние раздражители - яркий свет, громкие звуки. Использовать приятные текстуры, успокаивающие цвета. Это поможет ребенку расслабиться. Выстраивание четкой структуры и распорядка дня. Привычный режим придает ощущение стабильности и контроля. Это снижает тревогу аутичного ребенка. Развитие сильных сторон и интересов ребенка. Необходимо определить его способности и склонности и создавать условия для их реализации. Это повысит мотивацию и вовлеченность. Использование визуальных подсказок в общении. Карточки, пиктограммы, расписания помогут ребенку лучше понимать происходящее и снизят тревогу. Специальные методики, например, арт-терапия, музыкотерапия, канистерапия. Они развивают навыки взаимодействия и самовыражения в комфортной для ребенка форме. Соблюдая особенности аутичного ребенка и оказывая ему поддержку, можно помочь раскрыть его сильные стороны и таланты. Понимание психосоматики аутизма - ключ к эффективной помощи. Что нужно знать родителям особых детей Воспитание ребенка с аутизмом - сложная задача, требующая специальных знаний и навыков от родителей. Какие аспекты особенно важны? Принятие диагноза. Не стоит отрицать или игнорировать проблему. Нужно изучить особенности аутизма и осознать их влияние на жизнь ребенка. Понимание причин и механизмов аутизма конкретного ребенка. Это поможет выстроить эффективную стратегию помощи. Терпение и эмоциональная поддержка. Не стоит расстраиваться или сердиться из-за проявлений аутизма у ребенка. Важно сохранять спокойствие и проявлять любовь. Внимание к сенсорным потребностям ребенка. Необходимо минимизировать неприятные раздражители и создавать комфортную среду. Выстраивание четкой структуры и распорядка дня. Это создаст ощущение стабильности и безопасности для ребенка. Развитие навыков коммуникации с помощью визуальных подсказок, социальных историй, ролевых игр. Терапия сенсорной интеграции, логопедия, арт-терапия и другие методики для развития навыков ребенка. Взаимодействие со специалистами - психологами, педагогами, врачами, которые помогут составить программу развития. Воспитывая аутичного ребенка, важно помнить про особенности его развития и оказывать ему терпеливую, последовательную поддержку с учетом этих особенностей. Как эмоционально поддержать аутичного ребенка Аутичные дети испытывают трудности в понимании и выражении эмоций. Как правильно оказывать им эмоциональную поддержку? Проявлять любовь и принятие безусловно, независимо от поведения ребенка. Важно дать ему почувствовать, что он любим таким, какой есть. Демонстрировать эмоции ярко, но аккуратно. Избегать резких проявлений, но показывать радость, грусть через мимику, жесты, интонации. Обнимать осторожно, учитывая сенсорную чувствительность ребенка. Спрашивать разрешения, если ребенок избегает прикосновений. Поощрять проявление эмоций ребенком. Радоваться, если он показывает свои чувства, даже необычным для него способом. Называть и обсуждать эмоции в повседневной жизни, используя книги, игры, видео. Это расширит «эмоциональный словарь» ребенка. Быть терпеливым и не реагировать негативно, если ребенок проявляет «неудобные» эмоции - истерику, агрессию. Важно помочь ему успокоиться. Создавать атмосферу безопасности и принятия, где ребенок может комфортно выражать чувства. Это поможет ему лучше понимать и контролировать эмоции. Аутизм не приговор: истории выздоровления Аутизм - серьезное нарушение развития. Но своевременная помощь и поддержка могут творить чудеса. Давайте рассмотрим реальные истории преодоления аутизма. Психосоматика аутизма в этих случаях играет позитивную роль. История первая. Мальчик Алеша не разговаривал до 3 лет, не смотрел в глаза, избегал людей. Диагноз - детский аутизм. Но родители не опустили руки. Они нашли хорошего психолога, занимались по методикам ABA иПЕКС. К 5 годам Алеша значительно преодолел проявления аутизма, пошел в массовую школу. История вторая. Девочка Юля в 3 года перестала откликаться на свое имя и общаться с близкими. Родители долго ходили по врачам, пока не поставили диагноз. Они старались окружить Юлю любовью, заботой и терпением. Занимались с логопедом и психологом. К 6 годам девочка значительно продвинулась в развитии. История третья. Мальчик Костя с рождения почти не смотрел в глаза, не любил прикосновений. Родители долго не замечали проблему. Когда в 4 года поставили диагноз, сразу начали действовать. Прошли курсы ПЕКС для родителей, стали применять полученные знания. Уже в 6 лет Костя мог учиться в массовом детском саду. Эти истории доказывают: с поддержкой близких аутичный ребенок может выйти из замкнутого мира и наладить отношения с окружающими. Психосоматика аутизма играет здесь важную роль - любовь и забота «лечат» душу и тело. Итоги: как справиться с аутизмом с помощью любви Аутизм - серьезное испытание для всей семьи. Как же справиться с этой проблемой? Очень важную роль играет любовь близких. Нужно полюбить ребенка таким, какой он есть - со всеми особенностями и проявлениями аутизма. Принять его целиком, без условий. Окружать заботой, создавать атмосферу тепла и принятия. Чаще обнимать, говорить ласковые слова, улыбаться. Прроявлять бесконечное терпение. Не раздражаться из-за поведения ребенка, вызванного аутизмом. По нить, что ребенок не виноват в своем состоянии и делает все, что может. Нужно помогать, а не осуждать. Поддерживать любые успехи и достижения ребенка, радоваться малейшему прогрессу. Создавать условия, где ребенок чувствует себя в безопасности и комфорте. Тепло семьи, забота и терпение творят чудеса. Любовь и есть лучшее «лекарство» от аутизма, воздействуя на психосоматику ребенка.
Показать полностью…

ТОКСИЧНЫЙ ПОЗИТИВ
"Забей!", "Не думай о плохом!", "Всё к лучшему!" - эти призывы не утешают и не бодрят. Наоборот - на первый взгляд безобидная установка "всегда думать о хорошем" может стать формой психологического насилия - над собой и другими, потому что предполагает отрицание, подавление и обесценивание любых "негативных" эмоций ради сохранения иллюзии перманентного благополучия.
Когда мы фанатично следуем культу позитива, то неосознанно устанавливаем внутреннюю цензуру: грусть, гнев, разочарование, страх объявляются нежелательными и подлежат немедленному устранению.
Но эмоции - это сигнальная система психики, а не что-то вредоносное.
✔Исследования подтверждают: умеренная грусть повышает аналитические способности и внимание к деталям.
✔ В состоянии лёгкой печали люди лучше запоминают информацию, точнее оценивают социальные ситуации и проявляют больше эмпатии.
Получается, что грусть - это не какой-то там сбой в системе, а режим глубокой обработки реальности, который эволюционно помогал нам переосмысливать опыт и адаптироваться к неизбежным потерям.
Подавление же "негативных" эмоций приводит к тому, что они переходят в телесные симптомы, хроническую тревогу и выхолащивание эмоциональной сферы. Как отмечал Юнг: то, чему сопротивляешься, - остаётся. Отрицая грусть, мы не избавляемся от неё. Вместо этого мы хороним её заживо в бессознательном, откуда она продолжает незаметно влиять на нашу жизнь.
Само деление чувств и эмоций на "хорошие" и "плохие" - главная ошибка, искажающая восприятие. Эмоция - это нейтральный сигнал, а её "окраска" зависит от контекста и нашей интерпретации. Например, гнев может быть разрушительным, а может и мотивировать на защиту своих границ. Тревога приводит в оцепенение, но в умеренной форме помогает подготовиться к сложным ситуациям и предусмотреть разные варианты развития событий. Печаль причиняет боль, но открывает путь к глубокой рефлексии и принятию.
Когда мы навешиваем ярлыки, то обедняем свой эмоциональный ландшафт, и сложная палитра переживаний превращается в незамысловатую чёрно-белую картинку.
☕️ Здоровая психика - это не отсутствие "негативных" эмоций, а способность проживать весь спектр чувств, не обвиняя и не останавливая себя ☕️
Но самое, пожалуй, важное здесь то, как токсичный позитив влияет на отношения между людьми. "Фанатично позитивный" человек часто неспособен к настоящей близости, потому что обесценивает переживания других ("Ты жалуешься, а в Африке вон дети голодают"). Он избегает глубины, прячется за шаблонными фразами ("Не ной", "Не кисни", "Будь проще") и создаёт атмосферу стыда вокруг любых "неудобных" эмоций. В итоге тот, кого "утешают", чувствует себя одиноким и непонятым; а "утешитель" живёт в иллюзорном мире, где любая встреча с реальностью может обрушить всю конструкцию.
❓Как быть ❓
Разрешить себе проживать любые чувства и просто наблюдать за ними.
Проживать - не значит выражать. Это значит: замечать и признавать, что они есть. К примеру, если вы злитесь, вам необязательно выражать злость, то есть кого-то бить или говорить гадости (хотя порой бывает и трудно удержаться).
Достаточно заметить свою злость, почувствовать её в теле и спросить себя: "Что для меня сейчас важно в связи с этим? Чего я хочу?"
Особенно полезно точно обозначать и описывать свои состояния: не просто "плохо" и "опять накрыло", а "я чувствую обиду и беспомощность".
Потери, боль и разочарования неизбежны. И это не признак неудачи, а свидетельство того, что мы живём полноценной жизнью.
Как писала Вирджиния Сатир: "Сложность не в том, что есть проблемы, а в том, что мы ожидаем, будто их не должно быть".
Настоящая устойчивость заключается не отрицании тьмы, а в способности освещать себе путь во мраке.

Когда Вы перестанете копаться в том, что уже произошло
И тревожиться о том, что еще не случилось...
Тогда Вы сможете присутствовать в настоящем моменте
И испытаете Радость Жизни....

Зашла утром в ванную зубы почистить...
Пока чистила, гляжу, раковина в подтеках.
Помыла. Голову подняла – зеркало мутное. Протерла.
В чистое зеркало видно, что в шкафу позади баночки в беспорядке.
Рассортировала, расставила.
Нашла шампунь кем-то дареный.
Решила голову помыть. Помыла, сразу и ванную почистила.
Волосы феном стала сушить, голову вниз наклонила – корзина с бельем стоит.
Загрузила машинку, пошла заодно и в спальне белье поменяла.
Пока свежее белье из шкафа доставала, заметила, что свитер в катышках.
Нашла машинку от катышек, побрила свитер. Повесила, думаю, надо уже весенние вещи достать.
Перебрала, повесила.
Зимние убрала, весенние достала.
Мятые погладила.
Пока гладила, в окно смотрела. Увидела пыль на подоконнике, пошла за тряпкой.
Пришла в ванную, думаю, чего одну пыль, надо уже тогда и полы вымыть.
Набрала ведро, стала в коридоре шваброй махать.
Полы вымыла, смотрю – обувь. Надо бы перебрать.
Ну, перебрала. Села, чувствую, сил нет.
Спина болит и в боку ухает.
Думаю теперь – идти вечером зубы чистить или нет?
Чего-то побаиваюсь...

