Как не воспитать буллера?
Журнал Психолог сегодня
Многие родители, столкнувшись с тем, что их ребенок обижает других детей, испытывают сильный стресс. Многим тяжело в это поверить, ведь дочь или сын дома ведут себя прекрасно. Некоторые родители решают наказать ребёнка, взявшись за ремень, а кто-то пробует разобраться в ситуации. Для того, чтобы решить эту проблему, предлагаю поисследовать причины и механизмы поведения ребенка и обратить внимание на роль взрослого в данном процессе.
Родитель, чей ребенок способен дружить с другими детьми, находить с ними контакт, сочувствовать неудачам, обладает очень важным качеством – он умеет контейнировать аффекты своего ребенка. Для взрослого человека контейнирование — это способность выдерживать сильные эмоции. У ребенка такой механизм не развит, он формируется во взаимоотношениях с матерью. То есть контейнером интенсивных чувств ребенка являются те, кто занимается воспитанием ребенка. К примеру, если мама слышит плач своего малыша, она как бы переводит его сильные эмоции в понимание той потребности, которая за ними скрывается и удовлетворяет ее (например, кормление). Ребенок сам еще не поможет понять, о чем говорят ему его чувства, их должен кто-то «переварить» и вернуть ему в доступной форме. Если взрослые по разным причинам не могут контейнировать чувства своего ребенка, то он остается с ними один на один, и не в силах осознать причины и цели своего поведения. Такие родители или воспитатели реагирует только на поведение ребенка, игнорируя чувства, которые его вызывают. Это приводит к тому, что нежелательное поведение ребенка, только усиливается. Ребенок приглашает значимых взрослых в свой хрупкий внутренний мир, просит помочь с ним разобраться, но мы часто оставляем этот зов без ответа. Тогда ребенок начинает вести себя всё более агрессивно и чаще всего жертвами его агрессии становится другие дети.
Если в семье родители часто ругают ребенка, обвиняют его в проявлении злости, без попыток понять, что же на самом деле вызвало столь сильные чувства, то ребенок учится эту агрессию подавлять. Это его способ адаптироваться к тем жизненным условиям, в которых он оказался. Родители самые важные люди для ребенка, он зависим от них, один он не выживет, поэтому в детстве адаптивные механизмы работают на полную мощь. Подавленные эмоции разрушительно действуют на психику ребенка, и он ищет способы успокоиться, отыгрывая злость в относительно безопасной для себя обстановке на тех, кто не может за себя заступиться – сверстники или дети помладше.
В своих агрессивных проявлениях ребенок может напомнить вам вас же самих в моменты злости на него. И это не случайно. Ребенок, бессознательно, пытается справиться с бессилием, которое переживает в моменты ссор с вами или в моменты наказания. Этот механизм называется идентификация с агрессором. Очень важно обратить внимание на этот нюанс, быть более внимательным не только к тому, как ведет себя ваш ребенок, но и пробовать понять, что же вызвало такое поведение. Это не просто. Часто мы сами не имеем контакта со своими чувствами, потребностями и тоже переживали в детстве одиночество и обидные наказания. Нередко мы можем заметить, что в моменты злости на ребенка мы сами становимся похожи на своих родителей. Хорошая новость в том, что это можно изменить: лучший вариант это кабинет психолога, но так же может быть полезным чтение подходящей литературы и более осознанный подход в воспитании. И не стоит забывать, что любящим родителем нужно стать не только для ребенка, но и для себя самого.