Гипнотерапевтические интервенции
Гипноз и гипнотерапия
Гипнотерапевтические интервенции, способствующие обнаружению вытесненного материала, иногда при помощи возрастной регрессии, берут начало в психодинамической модели гипнотерапии. Однако сопротивление может проявляться и в нежелании клиента войти в транс. Психодинамические гипнотерапевты, подобно гипнотерапевтам, работающим в рамках терапии Эриксона, утверждают, что вместо того чтобы атаковать сопротивление, с ним нужно работать. Подобно когнитивной психотерапии (например, Mahoney, 1991), психодинамическая гипнотерапия признает, что сопротивление может выполнять адаптивные функции, такие как защита «я» от чересчур стремительного изменения.
В психодинамической теории важным является различие между первичным и вторичным мыслительными процессами (Eisen, 1993). К первому относится довербальное воображение, которое полно желаний, текуче и не дифференцировано, какими являются сны. Оно не оперирует логическими законами и не придерживается линейных каузальных отношений. Второй, напротив, логичен и аналитичен. Он оперирует скорее языком, нежели образами, и склоняется к большей ориентации на реальность. В то время как мышление в рамках первичного процесса более свойственно детству, а в рамках вторичного — зрелости, элементы первого упорно сохраняются на протяжении взрослой жизни, выражаясь в сновидениях, игре и креативности. По всей вероятности, те формы гипнотерапии, которые стимулируют решение проблем, личностный рост и игровую активность, используют первичное мышление. Есть также свидетельства в пользу того, что глубина транса в целом связана с ментальной деятельностью, характерной для первичного мыслительного процесса (Eisen, 1993). Таким же образом «логика транса» (на самом деле — алогичность), демонстрируемая многими субъектами и допускающая безболезненное соседство противоречивых идей, является примером первичного мыслительного процесса.
«Двойное сознание» участвующего эго и наблюдающего эго является достижением психодинамической гипнотерапии. Участвующее эго (возможно, занятое в первичном мыслительном процессе) прекращает участвовать в критическом мышлении и оценке реальности и перепоручает контроль (добровольно, впрочем) гипнотерапевту. Наблюдающее эго (возможно, занятое во вторичном мыслительном процессе) продолжает участвовать в оценке реальности и самоконтроле. Двойное сознание используется в гипнотерапевтических интервенциях, при которых с одним «я» клиента (например, образом «беспомощного ребенка») беседует другое «я» клиента (например, образ зрелого, компетентного взрослого). Другие специалисты (например, Eisen, 1993) прибегают к созданию образов в трансе — таких как «внутренний целитель» — что-бы способствовать интеграции личности. Считается, что эти образы отражают различные состояния эго.
Клиент, погруженный в гипноз, иногда демонстрирует в отношении гипнотерапевта реакции переноса (Eisen, 1993). Это часто приводит к чрезмерной зависимости от него наряду с агрессивной требовательностью, с наделением его сверхмагическими силами, во многом напоминающими родительские. Похоже, что некоторые терапевты преуспевают благодаря такому вниманию. С другой стороны, разочарованный клиент в дальнейшем может в равной степени безосновательно настроиться против гипнотерапевта. Перенос может также принимать эротическую, обольстительную форму, особенно в условиях гипнотического транса, который может быть имплицитно сексуальным по природе. Внимательный специалист может распознать возможности как переноса, так и контрпереноса и стремится свести их к минимуму.