21 совет выступающим от Анатолия Кони: Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего

21 совет выступающим от Анатолия Кони: Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего

Можно ли представить себе, чтобы на судебные заседания публика приходила только, чтобы послушать речь юриста? И ведь такое было в истории русской юриспруденции. Российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи Анатолий Кони известен в особенности как судебный оратор. Судебные заседания с его участием всегда вызывали интерес и залы, где проходили заседания, были переполнены желающими послушать великолепные речи Анатолия Фёдоровича Кони.

21. Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла.
При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами.
20. Для успеха речи важно течение речи лектора.
Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать.
19. Чтобы лекция имела успех, надо: завоевать внимание слушателей и удержать это внимание до конца речи.
18. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи.
Но чтобы трогательное действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно…
17. Лирика допустима, но её должно быть мало (тем она ценнее).
Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще.
16. Форма речи – простая и понятная.
Лучше не допускать трудно понимаемых ироний, аллегорий и т.п.
15. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии.
Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на 200 (двести) строк
14. Избегать шаблона в речи, он особенно опасен вначале и в конце.
Публика подмечает всё, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон – совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.
13. «В случае резкого шума призвать к тишине и продолжат речь. ….
А в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера.»
Помните анекдот про профессора медицины, который читая ужасно скучную лекцию и видя, что студенты его не слушают, периодически во время своего выступления чуть более громко произносил фразу: «Для того, чтобы не забаременеть…» и продолжал читать свою лекцию. На некоторое время внимания студентов хватало на то, чтобы не только внимательно слушать лектора, но и записывать лекцию.
12. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собой при всех неблагоприятных обстоятельствах
К таким обстоятельствам А.Ф. Кони причисляет бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребёнка, лай случайно забежавшей собаки. Сегодня трудно представить себе собаку, случайно забежавшую на лекцию или какое-либо выступление, но слушателей, которые читают газеты, даже не шурша страницами, лишь потому, что это мобильная версия в телефоне или планшете, на любой лекции минимум человек пять найдётся. Не реагировать на них можно и нужно, но с другой стороны можно и наоборот отреагировать с юмором, что разрядит обстановку и опять же привлечёт внимание аудитории.
11. Лектор должен быть в достаточной мере освещён: лицо говорит вместе с языком
Это очень важный момент ещё и потому, что часто увлекаясь выступлением, лектор забывает о мимике и жестах, а они способны говорить за человека значительно больше, чем он бы этого хотел.
10. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей
Особенно в маленьких аудиториях или комнатах: слушатели смотрят на лектора и им приятно, что лектор смотрит на них. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во время речи его взор.
9. Не расхаживать по сцене, не делать однообразных движений, например, покачиваний с ноги на ногу, приседаний и т.д.
Ритмичные однообразные движения убаюкивают аудиторию. Если вы хотите, чтобы все уснули, поступайте именно так. Но лучше, если вы и в этом моменте постараетесь избегать шаблонов. Лектор, который во время своего выступления вдруг выходит в зал и, прохаживаясь по залу, ведёт рассказ, таким образом, вовлекает слушателей в это действие. Если лектор садится на край сцены – он разрушает невидимую стену между ним и аудиторией. Если в выступлении используется постоянный диалог с публикой – это не просто интерактив, но ещё и неплохой способ закрепить какие-то важные вещи в памяти слушателей.
8. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.
Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
7. Тон подчёркивает.
Тон речи может повышаться, но следует менять тон – повышать или понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы – и даже отдельного слова. .
6. Говорить следует громко, ясно, отчётливо, немонотонно, по возможности выразительно и просто.
Не должно быть учительского тона, противного и ненужного взрослым, скучного — молодёжи.
5. Начинать речь с обращения: «Товарищи». Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине.
На самом деле первая фраза выступления, обращения к публике имеет огромное значение. Аудитория очень ценит, если лектор с первых мгновений проявит уважение к людям, которые пришли его послушать. Уважайте свою аудиторию и выражайте это уважение в приветствии.
4. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки.
Не видимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора. Чем больше лектор имеет кейсов и примеров того, о чём он говорит – тем проще ему выступать и тем интереснее его слушать.
3. Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать приводить в порядок имеющийся материал
2. Следует одеться просто и прилично.
Это важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
1. Необходимо готовиться к лекции.
Собрать интересное и важное, относящееся к теме прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности полный план и пройти по нему несколько раз. План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

10:24
62