​Бывают ли "плохие" ценности?

Институт психотерапии и психологии КарвасарскогоИнститут психотерапии и психологии Карвасарского

​Бывают ли "плохие" ценности?

Иной раз нам встречаются утверждения, что «ценности надо выбирать только душой, и на их основе строить жизнь».

КПТ строит свой подход к системе ценностей, как к любому компоненту набора когниций, имеющихся в распоряжении конкретного человека.

Под когнициями понимают всё, чем богат наш внутренний мир: мысли, чувства, элементы восприятия действительности через органы чувств — зрительные образы, звуки, запахи и так далее, — а также суждения, умозаключения, оценки, принципы, привычный набор ценностей — предпочитаемых и отвергаемых, целостные образы памяти, а также стереотипы мышления и действий.

Недавно ко мне поступил вопрос от клиента: «Допустим, ценности не адаптивные. Их меняют или что с ними делают?»

Сами по себе ценности не могут быть неадаптивными. Нарушение адаптации в обществе бывает связано с предпочтением одних ценностей, и отвержением других. Для каждого сообщества набор традиционных ценностей будет свой. И набор нетрадиционных — тоже.

Вот в этом и разбираемся в процессе работы.

Выбор предпочитаемых и отвергаемых ценностей у каждого человека различен и основан на его личном опыте.

Но, например, у дезадаптированных личностей часто встречается предпочтение ценности самостоятельности, независимости и отвержение ценностей иерархии. Разуверился он когда-то в ценности иерархии, подвела она его. Вот он на неё больше и не полагается. Как правило, первой иерархией является семья. Именно дезорганизованная система семьи и порождает недоверие к ценностям закона и порядка.

Маленький человек, столкнувшись со сложностями и противоречиями жизни в обществе, принимает самостоятельные решения — как к этому относиться. Что считать ценным, а что — нет. И такие решения, принятые на фоне отчаяния, могут становиться категоричными суждениями: что хорошо, а что — плохо. Чему следует доверять, а чему — нет. Опасно может быть доверять! У него был опыт!

Взрослому человеку, который уже может позаботиться о себе сам, полезно пресматривать свою систему когниций, и свое отношение к ценностям, в том числе.

Но детский опыт бывает настолько ярко окрашен эмоциями, что продолжает служить «негативным фильтром» для новой информации. И человек продолжает отрицать традиционные ценности, несмотря на то, что в бунте уже нет никакой необходимости. Наоборот, он уже заинтересован в том, чтобы закон защищал его права, и чтобы самодисциплина помогала ему рационально расходовать время.

Но категоричные утверждения звучат в голове, как набат!

В КПТ принято каждое категоричное утверждение подвергать сомнению. Просто отказываемся принимать что-либо слепо на веру. Всё подвергаем проверке логикой и практикой, и статистикой… И потихоньку идем к научной картине мира

Бывает, что люди меня спрашивают: бывают ли «плохие» ценности?

Я благодарна своим собеседникам за интересные вопросы. Это и меня заставляет более четкие формулировки искать.

Думаю, есть люди, которые ценят то, что неприемлемо для других. Например, анархию, или еще что-то подобное. Разновидностей анархизма в наше время множество.

Встречаются и такие высказывания: «ценности — выше разума»; «у тебя есть предназначение, просто найди его», «главное — душа...», и так далее. и тому подобное…

Про душу — это точно не ко мне, и не в КПТ.

Тот, кто пишет, что ценности — выше разума, возможно, сам пока не определился с точными формулировками — что есть ценность, а что есть разум

Как по мне — в детстве прививается определённый набор ценностей, в доречевом периоде, и в то время, когда сам еще неопытный и веришь старшим.

Но опыт тоже много значит. Если те, кто прививает ценности на словах, действуют вразрез с ними — доверия к ценностям не будет, и система ценностей будет формироваться стихийно.

Вот, например, беспризорники, приученные с малолетства воровать, могут считать нарушение норм ценностью, помогающей выживать и сохранять социальную справедливость.

Стратегии выживания — в основе всего!

Но в социуме они бывают очень сложны и неочевидны. Они прикрываются разнообразными «покрывалами» рационализаций и оправданий.

Подобные оправдания — отражение человеком собственного эмоционального багажа, накопленного в течение жизни.

Задача когнитивно-поведенческой терапии в работе с системой ценностей, сложившейся у конкретного человека, — помочь человеку разобраться:

— как формировалась у него эта система, исторически, на протяжении жизни;

— из какого набора верований она состоит;

— и что с нею дальше делать, чтобы было легче жить.

10:05
92
05:56
Как известно, психологи советов не дают, но я все-таки дам. Я понимаю, что это довольно бесполезный совет и ему никто не последует, но всё же…

Так вот: никогда не пытайтесь понять поведение другого человека без его участия.

Пробелы в восприятии другого человека все равно восполняются — или при его помощи, или при помощи наших фантазий. И самая популярная фантазия: «может, это я как-то виноват или причастен к тому, что он так ведет себя по отношению ко мне?» В этом можно плутать хоть всю жизнь, так и не приблизившись к ответу.

Или человек помогает нам понять себя — или нет (речь сейчас не о психологах и клиентах). Если не помогает, не пытается объяснить что-то — вы бессильны. Если объясняет при помощи «все нормально», «ничего не случилось» — придется принять то, что человек не хочет с вами о чем-то говорить. А значит — не ваша вина, если вы что-то не поняли, не узнали, не догадались, не услышали. Опирайтесь на то, что вам говорят, а не на то, что вы решили, о чем «на самом деле» вам хотят сказать. Например, «что случилось, дорогая, ты сама не своя» — «ничего не случилось». А потом претензия, что «как ты не догадался, черствый чурбан?» — ну, придется побыть доверчивым человеком, который верит тому, что ему говорит близкий. Ничего же не случилось, верно? Не пытайтесь проникнуть в чужую душу, если вас не хотят пускать туда по доброй воле — придется принять, что вас туда не хотят пускать.

Это касается и ситуаций, когда мы — в роли «понимаемых». Если хотим быть услышанными — придется говорить. Если мы молчим — пробелы в восприятии нас самих все равно заполняются фантазиями тех, кто смотрит на нас. И мы можем очень сильно удивиться, ознакомившись с образом себя, с которым люди находятся в отношениях. Но если мы молчали — странно обижаться на то, что люди о нас фантазируют «неправильно».