Родительская фрустрация

Родительская фрустрация

С детской фрустрацией все понятно. Дети постоянно с ней сталкиваются. Очень сложно им приходится ее проживать. Но у них есть люди, которые могут им помочь справиться с ней, и эти люди вы!

Но сейчас хотелось бы немного поговорить о родительской фрустрации.

Ребенок не хочет есть суп, отказывается надевать колготки в мороз -15, пытается закинуть вам в кастрюлю какую нибудь игрушку, пока вы готовите обед… Ребенок ведёт себя так, как нам не хочется, и родительство становится не таким, каким мы хотим его видеть.

И первое, что мы делаем, это пытаемся изменить ситуацию, договориться, где то схитрить, найти выход. И часто это работает, но не всегда.

Когда нам не удается изменить ситуацию, ребенок протестует, мы начинаем злиться, ругаться, кричать… Все идёт не так, как мы планировали.

Когда дело касается только нас самих, то мы можем управлять собой, иногда ситуацией. Даже когда касается других, но взрослых людей, мы уже понимаем, где заканчивается наша зона ответственности, и рассчитываем на разные исходы. К тому же нам не нужно обычно заботиться о других взрослых людях. Нам не нужно следить, чтобы они съели суп, не нужно заставлять надевать шапку, не нужно ограничивать просмотр телевизора. Ведь они взрослые, сами решают за себя, это не наша ответственность.

Но когда речь идёт о самом дорогом и любимом человеке, о маленьком ребенке, мы понимаем, что должны нести ответственность за него, так как он в силу возраста не может ещё этого делать.

И вот в нашей голове заложены задачи: накормить, одеть, помыть, спать положить… И мы согласны и хотим это делать. Да только в голове у ребенка нет таких же задач. Ребенок действует в соответствии со своими эмоциями, инстинктами, и они иногда противоречат нашим задачам, и тут становится сложно.

В общении с детьми важно понимать, что ребенок это отдельный человек, со своими нуждами, со своим характером, он другой человек. Не ваше зеркало, не чистый лист, на котором можно написать все что хочется, не ваше продолжение. Он отдельный, даже когда совсем маленький. И естественно в нем заложен определенный потенциал, способности, свои задачи, которые могут не совпадать с вашими текущими задачами.

Но мы злимся, продолжаем настаивать, оказываем давление, нам во что бы то ни стало нужно добиться своего. Мы же лучше знаем, что нужно ребенку. Но когда на человека оказывают давление, то он оказывает в ответ сопротивление. И поэтому нам так сложно добиться своего.

Но если исходить из учёта личности ребенка, то есть быть уважительным, спокойным, понимать эмоции и чувства ребенка, учитывать его инстинкты, его особенности, желания, все будет иначе. Если понимать сам процесс воспитания ребенка как отношения с ним, работать именно над отношениями, то ребенок будет сам идти за нами, и будет следовать нашим правилам.

Вот почему так важно работать над собой, над своими эмоциями, мыслями. Искать другие выходы фрустрации, которые не будут портить отношения с ребенком. И во многом именно понимание детской психологии, знания процессов происходящих в психике ребенка, помогает нам реагировать иначе.

А как вы реагируете в случае, когда ребенок протестует? Как справляетесь со своими эмоциями?

10:55
5