Рисуночный тест Вартегга
Книги и статьи по психологии
Автор теста — немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован
в 1963 г., но в России появился только в 2004 г. благодаря В.К. Калиненко и его книге «Рисуночный тест Вартегга».
Сам тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить.
Задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получилась законченная картина. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета.
Интерпретация теста Вартегга
Важно! При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:
• смысловое содержание рисунка,
• особенности графики (нажим, штриховка, расположение),
• порядок заполнения квадратов.
Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти «черточки и точечки» не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное.
Квадраты № 1, 2, 7 и 8 — это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.
Квадраты № 3, 4, 5 и 6 — это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неживые предметы, созданные человеком.
Если вы заметили отклонение от этого правила — ищите в этом квадрате (теме) проблему.
Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае — самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире.
Квадрат №2: волнистая линия — это зародыш, а пространство вокруг — мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.
Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.
Квадрат №4: черный квадрат — это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.
Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, преграду на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.
Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или удаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.
Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость ко внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, «толстокожесть».
Квадрат №8: дуга — символ гармонии и защиты. В рисунке обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы — уход в себя в качестве защиты.
Особенности графики:
Чтобы оценить нажим, нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квадраты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, т.е. являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате).
Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части — на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку — зависимость и поиск поддержки, в центре — адекватную самооценку и уверенность в себе.
Преобладающие линии: горизонтальные — слабость, вертикальные — решительность, штриховка — тревожность.
Размер рисунка: сверхбольшие — демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие — подавленность, скромность.
Отношение к исходным данным: «линиям и точечкам»:
• рисующий игнорирует их, т.е. его рисунок не связан с ними -сосредоточенность на себе, своём «Я», погруженность в «свой мир»;
• рисующий учитывает их в своем рисунке, но не полностью — изобретательность;
• учитывает все — концентрация на конкретном, важном, существенном;
• создает целостные интересные образы — творческие способности.
Порядок заполнения квадратов: человек обычно начинает с тех квадратов, которые ему «нравятся», «легкие», «понятные», т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые «не нравятся», «какие-то непонятные», «сложные», оставляет на потом, т.е. те темы, в которых он испытывает затруднения.