Про избегание психологами слов «должен» и «надо»

Учебный центр практической психологии АспектУчебный центр практической психологии Аспект

Про избегание психологами слов «должен» и «надо»

Элинор Гринберг, психоаналитик и гештальт-терапевт, которая специализируется на работе с пограничными клиентами, пишет:

«Не бойтесь слова «должен». Открыто говорите клиентам, что надо относиться к себе хорошо, честно, сочувствующие и т.д. Вы изменяете систему убеждений; вначале — своим авторитетом, затем — с использованием логики и, в итоге — посредством интернализации, то есть принятия этой идеи как своей собственной».

В ответ коллеги обоснованно возражают:

«У меня аллергия на должен и надо. Ощущается, как очередная несвобода. А если должен хорошо относиться, но вот не всегда получается? У меня не получилось сделать то, что я должен => я нарушил обязанность, это часто вызывает фрустрацию в собственный адрес. Если человек привык плохо к себе относиться — в особенности часто.

Долженствование может вызывать стресс и нервозность в необходимости этому обязательству соответствовать. Постоянные переживания: нет, так нельзя, надо вот это, держимся курса, заставляем себя. Очень не по себе от таких ощущений».

Кажется, это отличное поле для рефлексии, дискуссии, выявления своих ценностей в практике.

11:14
77