Эмоциональные процессы и состояния
Клиническая психодиагностика

Эмоции есть выражение отношения человека к явлениям окружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им своих потребностей.
Эмоции имеют две стороны – объективную (человек, испытывающий эмоции может улыбаться, хмуриться, плакать, дрожать, у него меняется частота пульса, ритм дыхания и т. д.), а также субъективную – внутренние мысли и переживания человека по поводу тех или иных событий (Рис. 1).
Наиболее древние по происхождению и простейшие по механизму эмоции — удовольствие при удовлетворении органических потребностей (насыщение при голоде, питье при жажде и пр.) и неудовольствие, связанные с невозможностью их удовлетворения или повреждения организма. Таким образом, мы можем дать следующее определение эмоциям: эмоции — психические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей, и протекающие в форме субъективных переживаний и физиологических реакций.
Основные функции эмоций
Оценочная. Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событий.
Подкрепляющая. Благодаря эмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы, и остаются более глубокие следы памяти.
Коммуникативная. Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции.
Мобилизующая. Эмоции мобилизует скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина, активации симпатической системы и т. д.)
Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх – бегство; ярость — борьба).
Классификация эмоций (Рис.2)
1. По знаку:
— положительные и
— отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вторых – страх, гнев, ярость.
2. По интенсивности и длительности:
А. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств настроения не имеют явной направленности на какой-то объект.
Б. Эмоция (в узком смысле слова) — переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.
В. Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении.
Высшие чувства человека принято делить на:
— нравственные — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине),
— эстетические — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.
— интеллектуальные — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Г. Страсть — чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Д. Аффект – интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
3. По степени мобилизации организма:
— стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг),
— астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.
4. По специфическому содержанию (модальности):
А. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость – социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.
Б. Удивление – не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции – если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.
В. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Г. Печаль – негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).
Д. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта, и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.
Е. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Ж. Презрение –отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
З. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Страх отличается от тревоги.
Особую группу составляют социальные страхи, мешающие человеку нормально адаптироваться в обществе. Различение такие понятий, как страх, тревога, испуг, паника, фобия:
З.1. Страх – это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Как мы разберем ниже, угроза, вызывающая страх, может затрагивать жизнь и здоровье человека (такие страхи мы называем биологическими), его материальное благополучие или статус в обществе (социальные страхи), а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей (экзистенциальные страхи).
З.2. Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть и не будет) реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справится. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций – страха, печали, стыда и чувства вины.
З.3. Беспокойство. Это переживание является вариантом тревоги, при котором происходит логический перебор будущих негативных вариантов развития событий. Человек, испытывающий беспокойство, испытывает неуверенность по поводу будущего, и эта неуверенность заставляет его напряженно размышлять о том, какие неприятности его могут ожидать впереди, и как он может с ними справиться.
З.4. Испуг. Испуг – это проявление внезапного страха, который испытывает человек, столкнувшись с очень сильным или неожиданным раздражителем. Данная реакция является комбинацией страха и ориентировочного рефлекса. Очень сильный испуг может приводить к активации парасимпатической системы, а значит – к временной остановке сердца. Потом оно, правда, снова начнет сокращаться, но этот краткий миг задержки сердцебиений переживается очень неприятно.
З.5. Паника. Это кратковременный и очень сильно выраженный страх, который охватывает человека в минуту реальной или придуманной им опасности, и сопровождается выраженными физиологическими и поведенческими проявлениями. Это может быть ощущение удушья, сильное сердцебиение, внезапная мышечная слабость или наоборот судорожные движения. В состоянии паники человек, как правило, плохо или совсем не контролирует свое поведение и мысли. Состояние паники может передаваться от одного человека к другому, особенно в тесной толпе и при наличии опасности для жизни и здоровья (давка, пожар и т. д.).
З.6. Фобия. Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определенных ситуациях, и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек, начинает бояться и соответственно избегать определенные объекты, деятельность или ситуации. Например, при наличии айхмофобии человек старается всеми силами избегать острые предметы, которыми он боится пораниться или поранить других людей, в случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находится в закрытом лифте. Фобический страх относительно легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.
И. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Проблема дифференцировки психических состояний и других психологических феноменов является одной из методологических проблем психологии. Наибольшие трудности возникают при дифференцировке психических состояний, чувств и эмоций.