Прокрастинация у студентов, изучающих отдельные дисциплины в онлайн-формате
Психологическая газета

«Прохождение учебных курсов в онлайн-формате стало частью студенческой реальности в последние несколько лет. С одной стороны, деятельность, реализуемая в онлайн-формате, студентам знакома. Они участвуют в смешанном формате обучения (часть дисциплин проводится в онлайн-формате, но большая часть в режиме лицом к лицу). Однако процесс освоения онлайн-курсов имеет свою специфику. Студент сам должен распределять время, когда смотреть видеоуроки, с какой интенсивностью это делать (посмотреть все сразу или смотреть постепенно). Безусловно, у таких курсов есть контрольные точки, которые отслеживаются преподавателем. Но в отсутствии личного общения педагог имеет более ограниченные возможности влияния на интенсификацию учебной деятельности студентов.
Кроме того, сама цифровая среда обладает рядом отвлекающих факторов, которые могут способствовать прокрастинации. Например, киберслакинг — потребление различного контента для реализации задач, не связанных с учебной деятельностью, прежде всего, серфинг социальных сетей [Жаркова].
На примере поведения в социальных сетях исследователи выделяют несколько типов онлайн-прокрастинации:
Avoidance («Уклонение»): человек избегает определенного действия или задачи из-за чувства неудовольствия при мысли о том, что нужно сделать, что, в свою очередь, приводит к задержке начала работы.
Escapism («Бегство»): у человека появляется ощущение, что он должен дистанцироваться от реального мира, «сбежать» от него (например, с помощью социальных сетей). Эскапизм часто заставляет людей искать виртуальную среду.
Emergence («Отвлечение»): этот тип прокрастинации возникает, когда человек с первоначальной задачи отвлекается на другую в этой же цифровой среде. Учитывая непрерывный характер социальных сетей как средств коммуникации, отвлечение представляет собой постоянную угрозу.
Mood modification («Изменение настроения»): такой тип прокрастинации возникает, когда человек использует социальные сети для изменения своего настроения, а не для выполнения конкретных задач [Alblwi et al.].
Получается, что в цифровой среде учеба, получение информации и развлечение находятся в одной локации и границы между ними начинают размываться. Конечно, студент может и прийти в аудиторию с телефоном, и общаться с соцсетях и мессенджерах прямо на лекции. Однако очная лекция все-таки отличается от цифрового контента по форме подачи, тогда как онлайн-лекция так похожа по форме на ролики на ютубе! Поэтому изучение прокрастинации при прохождении онлайн-курсов имеет свою специфику. Хотя исследования показывают, что успешный студент успешен в любом формате обучения [Клименских и др.], трудности, с которыми студент сталкивается в онлайн- и офлайн-форматах, могут быть различными. И, соответственно, стратегии преодоления прокрастинации также могут отличаться».