Виды расстройств мышления
Выделяют расстройства мышления по форме (нарушения ассоциативного процесса) и по содержанию (сверхценные идеи, бред, навязчивости).
НАРУШЕНИЯ АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА
УСКОРЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что человек, несмотря на очень быструю («пулеметную») речь, все-таки не успевают их высказывать. Внешне такая речь может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, например, на магнитофон, то потом можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии.
Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление человека становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого человека, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости выражается в СКАЧКЕ ИДЕЙ (fuga idearum), когда мысли, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какой-нибудь общий смысл. Может быть внезапный обрыв хода мысли или длительная задержка мыслительного процесса, так называемые ШПЕРРУНГИ (от нем. sperrung – загораживание, баррикадирование).
2. ЗАМЕДЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ характеризуется бедностью ассоциаций, замедленным течением ассоциативного процесса заторможенностью его. Человек с таким явлением жалуется, что у него «часами не бывает в голове никаких мыслей», «ничего не приходит в голову». На вопросы он обычно отвечает очень лаконично, односложно, иногда только словами «да» или «нет», часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впечатление, что человек не расслышал или не понял вопроса. Сам человек в таком состоянии говорить не начинает, ни к кому ни за чем не обращается.
3. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ заключается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мыслительных процессов; человеку очень трудно переключиться с одной темы на другую, он застревают на самых незначительных деталях, ему все кажется важным, нужным - каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного.
Патологическая обстоятельность мышления характеризуется очень малой продуктивностью, подчас же вообще непонятно, что человек хотел сказать, какой смысл имела его длинная витиеватая речь (лабиринтное мышление).
4. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ (лат. perseveratio — настойчивость, упорство) — патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего человек может правильно ответить только на первый вопрос, а затем уже однообразно повторяет тот же ответ или части его.
5. ВЕРБИГЕРАЦИЯ (от лат. verbum — слово + gero- веду, совершаю) — речевая стереотипия — бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних тех же слов, реже — фраз или их обрывков.
6. ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает человек в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: «Я заболела шизофренией, потому что в детстве мало ела манной каши» или «Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке».
7. РЕЗОНЕРСТВО — склонность к пустым рассуждениям, когда, как говорят, «очень много слов и мало мыслей». Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: «Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно».
8. РАЗОРВАННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ (ШИЗОФАЗИЯ) выражается в отсутствии связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами. Речь человека может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, и поэтому ее нередко называют словесной окрошкой, словесным салатом.
Паралогичное мышление, резонерство и разорванность мышления наиболее характерны для шизофрении.
9. БЕССВЯЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ (ИНКОГЕРЕНТНОСТЬ) характеризуется полной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: «Чудо, чудо... жили-были... ах, как холодно... день, пень, лень... до свидания...». Инкогерентность внешне может напоминать разорванное мышление, но главное отличие в том, что разорванное мышление возникает на фоне ясного сознания, инкогеренция же — всегда следствие помрачения сознания.
10. СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Символика свойственна и нормальному мышлению тогда, когда она отражает общепринятые идеи, взгляды, связана с той или иной реальностью (например, символика гербов, математических знаков, наконец, рисунков в виде сердца, пронзенного стрелой). При патологическом символизме (свойственном главным образом больным шизофренией) эта патология мышления сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. Эта символика может касаться как отдельных слов, понятий, так и всего строя мышления в целом. Человек может воспринимать символически и речь окружающих.
Человек с символическим мышлением может придавать особый смысл самым обыденным вещам («желтый цвет обоев — значит, здесь живут ненадежные, склонные к изменам люди»; слова «хороший аппетит» говорят о том, что этот человек «сживет со света всех ему неугодных». При выраженных изменениях мышления речь человека может состоять из одних им понятных символов, в том числе и неологизмов (употребление новых, ни на что не похожих словообразований; человек при выражении удовольствия говорит «блюм-блям», а при недовольстве чем-то — «пури-прури»).
Наглядным примером символического мышления могут быть рисунки, стихи и вообще любое творчество больных.
РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ
БРЕДОВЫЕ ИДЕИ (бред) — неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность. От обычных человеческих заблуждений (например, от суеверия — убежденности в существовании ведьм, колдунов, «нечистой силы») или от неправильного предположения о недоброжелательном отношении окружающих бред отличается следующим:
— Всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
— Человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
— Бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
— Бредовые убеждения имеют для человека чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки.
Просто заблуждающийся человек (например, в силу недостатка знаний или особенностей воспитания верящий в «нечистую силу») при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений, равно как и человек, по тем или иным причинам думающий о плохом к нему отношении окружающих. Если же это бред, допустим, бред околдования или бред преследования, то никакими доводами, никакими фактическими доказательствами этого человека разубедить не удастся. Пока он болен, он непоколебимо будет верить в то, что «испорчен нечистой силой», или в то, что окружающие его «жестоко преследуют».
По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: бредовые идеи преследования, бредовые идеи величия и бредовые идеи самоуничижени (депрессивный бред).
У одного и того же человека может быть либо одна бредовая идея, либо сразу несколько (например, одновременное существование бреда величия и преследования). Кроме того, один вид бредовых идей может переходить в другой (так называемая трансформация бреда).
2. СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ (гиперквантивалентные идеи) - мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Характеризуются большой эмоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением. Сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобретательству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества. То же может касаться и сутяжничества (кверулянства) - склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция, куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы. Сверхценные идеи особенно характерны для психопатических личностей.
Могут наблюдаться и у психически здоровых (преданность человека какой-либо научной идее, ради торжества которой он готов пренебречь всем остальным) – ДОМИНИРУЮЩИЕ ИДЕИ. Принадлежность последних сверхценным идеям оспаривается. Сверхценные идеи являются патологическими, служат выражением дисгармонической психики и связаны с паралогическим мышлением. Однако доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную сверхценную идею. Последняя не осознается больным в качестве ложной, по мере развития она все менее поддается коррекции. Сверценные идеи занимают как бы промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми.
3. НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ — это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то мысли, страхи (фобии), влечения, сомнения, действия. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Выделяют отвлеченные навязчивости: навязчивые мысли (умственная жвачка), навязчивый счет, навязчивые воспоминания ненужных событий, деталей, навязчивые действия; и образные, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями: тревогой, страхом, эмоциональным напряжением: различные фобии, овладевающие представления, навязчивые сомнения, контрастные мысли.
Наблюдаются при одной из основных форм неврозов — ОКР, а также при невротическом развитии, психопатиях (чаще ананкастной), неврозоподобной шизофрении, БАР, эпилепсии и других органических заболеваниях головного мозга. В отличие от бреда навязчивости могут быть и у здоровых людей (многим хорошо известна навязчивость какого-то мотива, какой-то мелодии), хотя в этом случае они, как правило, не резко выражены. Способствуют возникновению навязчивостей у здоровых людей недосыпание, переутомление, астенизация.
В социальной сети Epsylon вы найдете ответы на важные вопросы о психологии и смысле жизни.
Приглашаем вас присоединиться к нам, где вы сможете найти поддержку, понимание и новые знания о себе и мире вокруг.
Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы общаться с единомышленниками, делиться своим опытом и узнавать что-то новое каждый день. Наша цель - помочь вам стать лучше, понять себя и окружающий мир, найти поддержку и вдохновение для личностного роста.
Не упустите возможность стать частью сообщества профессионалов и энтузиастов психологии. Присоединяйтесь к нам на Epsylon и начните путь к познанию себя и мира вокруг!