Схема первичного интервью для психологов-консультантов/психотерапевтов
Цель: Оценить перспективы работы с клиентом.
Задачи:
Возможно, перенаправление клиента другому специалисту.
Определить уровень личностной интеграции.
Определить тип личности.
Оценка перспективы на дальнейшую работу.
Перед диагностической беседой, клиенту Важно знать, что он на приеме у психолога, а не у следователя на допросе. Нужно объяснить цели интервью, зачем это Вам, для чего это клиенту, что на некоторые вопросы он может не отвечать, не обязательно рассказывать все.
1. Блок. Жалобы. Как клиент описывает проблему/симптом.
С чем обратился на консультацию?
Сам нашел специалиста по рекомендациям или направлению?
Что с Вами происходит?
Как давно?
Были ли ситуации предшествующие состоянию/симптому.
Как справляетесь самостоятельно?
К кому обращались по поводу симптома?
2. Блок. Общие сведения о клиенте.
Возраст, образование, место работы, семейная ситуация (с кем проживает в данный момент?), есть ли друзья, увлечение (хобби), как проводите свободное время.
Работает по специальности или были смены профессии? Как часто меняет специальности? В каком направлении?
Удовлетворен или не удовлетворен финансовым положением.
Какова семейная ситуация? Жена/муж, дети. Квартирный вопрос, свое жилье, съемное, с кем проживает?
3. Блок. Родительская семья.
Отношения с родителями. Семейная история.
Полная, не полная семья? Кто воспитывал? Если развод родителей сколько лет было клиенту и как на него это повлияло с его слов? Кто, помимо родителей принимал участие в воспитании? Есть братья сестры? Какой ребенок в семье (младший, старший)? Отношения с братьями сестрами сейчас?
Страдали родственники хроническими заболеваниями (алкоголизм, наркомания, психические расстройства, психические заболевания)?
Отношения с матерью? Отношения с отцом? (в детстве и сейчас, что поменялось).
Значимые события связанные с родительской семьей?
4. Блок. Детство.
Каким был ребенком?
С какого возраста помнит себя?
Посещал детский сад? С какого возраста? Отношения в коллективе сада? Отношения с воспитателями? Что родители рассказывали о его детстве?
Заболевания перенесенные в детстве? Травмы (физические)? Энурез, Энкопрез? Заикание? Как родители относились к болезни?
Значимые события детства?
5. Блок. Начальная школа/средняя школа.
С какого возраста пошел в школу? Успеваемость в начальной школе? Поведение в начальной школе? По каким предметам успевал? Отношения со сверстниками? Посещал кружки помимо учебной нагрузки (спортивные секции и прочее). Чем занимался в свободное время после школы?
Любимый предмет? Как поменялась успеваемость в средней школе?
Были ли такие симптомы (приступы тревоги, проблемы со сном, проблемы с питанием, частые ОРВИ)?
Были в школе такие ситуации, травля, бойкот?
Какую роль занимал в школьном коллективе (лидер, анти-лидер, изгой)?
6. Блок. Подростковый возраст.
Как проходил подростковый возраст?
Отношения с противоположным полом? Отношения со сверстниками? Отношения с родителями? Опыт употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики)? Сексуальный опыт? Убегал из дома? Увлечения?
Опыт зарабатывания денег?
Значимые события в подростковом возрасте?
7. Блок. Ситуация сейчас.
Какая сейчас жизненная ситуация? Сопутствующие заболевания? Отношения к процессу лечения? Что знает о работе психолога? Суицидальные мысли?
Как симптом повлиял на жизнь? Социальные контакты, увлечение, работа, отношение с родителями, друзьями, детьми и пр?
Почему обратился именно сейчас?
Наблюдение в процессе интервью. Познавательные процессы:
Мышление/Речь:
Ускоренное, замедленное, перескакивает с темы на тему, теряет нить разговора, останавливается и не может вспомнить о чем говорил ранее, слишком много внимания к незначительным деталям, речь эмоциональна насыщенная или бедная.
Внимание.
Сосредоточен, рассеян, сложности с концентрацией, сложность с переключением.
Воображение, фантазия.
Тревожные, навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи.
Эмоциональная сфера.
Чрезмерно эмоционален, не проявляет эмоций, чрезмерная эмпатия, сензитивность, дисфории, эйфории, депрессивные состояния (как долго, как выходит).
Волевые процессы.
Достижения целей, планирование, прокрастинация.
Поведение
Сидит на кончике стула, не смотрит в глаза, соглашается со всем что говорит специалист, взгляд бегающий, оценивающий, с порога предъявляет претензии, пришел раньше назначенного времени, пришел позже, много говорит, мало говорит, жесты, мимика.
В социальной сети Epsylon вы найдете ответы на важные вопросы о психологии и смысле жизни.
Приглашаем вас присоединиться к нам, где вы сможете найти поддержку, понимание и новые знания о себе и мире вокруг.
Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы общаться с единомышленниками, делиться своим опытом и узнавать что-то новое каждый день. Наша цель - помочь вам стать лучше, понять себя и окружающий мир, найти поддержку и вдохновение для личностного роста.
Не упустите возможность стать частью сообщества профессионалов и энтузиастов психологии. Присоединяйтесь к нам на Epsylon и начните путь к познанию себя и мира вокруг!