В поисках эго

В поисках эго

Если мы желаем освободиться от страданий, очень важно понять природу эго и то, как оно функционирует. Идея освобождения от влияния эго, без сомнения, может озадачить нас, поскольку мы затрагиваем то, что, по нашему мнению, является основой нашей сущности.

Мы совершенно точно знаем, что в каждый момент, начиная с самого рождения, наше тело постоянно изменяется, а наше сознание является театром, на сцене которого сменяется бесчисленное количество все новых и новых переживаний. Но инстинктивно мы представляем себе, что где-то в самой глубине нашего существа находится неизменная единица, придающая нам плотность и постоянство. Это кажется настолько очевидным, что мы даже не считаем нужным внимательнее присмотреться к этому интуитивному представлению. Отсюда возникает сильнейшая привязанность к таким понятиям, как «я», «мне, «меня», «мое»: «мое тело», «мое имя», «мое сознание», «мои владения», «мои дру-зья» и т.д., — включающим либо желание обладания, либо чувство отторжения по отношению к другому человеку.

Таким образом, в наших мыслях возникает и кристаллизуется неустранимая двойственность между «мной» и «другими». Этот процесс уподобляет нас воображаемой отделенной сущности. Из этого ментального построения возникает эго — чувство обостренной собственной значимости. Это чувство ставит свою мнимую личность в центр всех наших переживаний.

Сознавая свою уязвимость, мы стараемся всеми средствами защитить свое эго и добавить ему своей силы, испытывая неприязнь ко всему тому, что ему угрожает, и симпатию ко всему тому, что его поддерживает. Эти импульсы притягательности и отторжения порождают множество конфликтных волнений.

Эго способно создать только искусственную уверенность в себе, базирующуюся на ненадежных основаниях — физической силе, успехе, красоте и силе, интеллектуальном блеске и мнении других людей — на всем том, что составляет наш образ. Настоящая уверенность в себе совершенно иная. Парадоксально, но естественная уверенность в себе — это отсутствие эго. Рассеять иллюзию эго означает освободиться от фундаментальной слабости. Уверенность в себе, не основанная на эго, идет в ногу с ощущением внутренней свободы, которое больше не подчиняется эмоциональным случайностям.

Это ощущение сопровождается неуязвимостью в отношении мнений и суждений других людей и внутренним приятием любых внешних обстоятельств, какими бы они ни были. Эта свобода выражается открытостью ко всему. Речь не идет об отстраненности и холодности, о сухости, оторванности или о равнодушии, которые мы представляем себе порой, когда речь заходит о буддистской отстраненности. Речь идет о доброжелательной и смелой свободе духа, которая распространяется на всех живых существ.

Когда эго не упивается своим триумфом, оно начинает подпитываться своими неудачами, позиционируя себя в качестве жертвы. Постоянное пережевывание своих страданий подтверждает его существование в той же мере, как и эйфористическое блаженство. Оно может чувствовать себя вознесенным на самые вершины мира, отброшенным в последние ряды, оскорбленным или проигнорированным — для эго самое главное заключается во внимании, прикованном только к нему.

«Эго — результат ментальной деятельности, которая создает воображаемую сущность в нашем сознании и «поддерживает в ней жизнь». Эго — великий обманщик, который играет в свою игру. Одна из функций пронизывающего зрения — випассаны — состоит в том, чтобы сорвать маску с обманщика эго.

09:40
86