Камео

Нейропсихология для психологовНейропсихология для психологов

Камео

БЫТЬ СОБОЙ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ

предупреждаю: как обычно, букв много, дорога к смыслу извилистая)))

Есть такой забавный вариант появления человека в кино. Камео. В англоязычных титрах обозначают «as himself». В роли себя то есть.

Например, ныне президент США, Дональд Трамп, из двух дюжин появлений в кино 90% — именно камео as himself. В роли несколько эксцентричного миллиардера с запоминающейся внешностью.

Вообще, конечно, камео гораздо шире как понятие. Например, «овсянка, сэр» из сериала про Шерлока Холмса — в сущности, тоже камео. Бэрримор в исполнении художника и режиссера Адабашьяна произносит эту фразу, совершенно не влияя на сюжет. Но ведь стало, как сейчас говорят, мемом — одним из двух на весь многосерийный фильм (второй, «элементарно, Ватсон», прозвучал из уст главного героя и куда больше раз).

А «джинса», скрытая реклама, когда в кадре герои сидят в ресторане, а на втором плане некий трактирный лабух исполняет какую-то песенку? Да, по случайному совпадению (ха-ха), альбом этого артиста с этой песней как заглавной выйдет в плюс-минус те же сроки, что и фильм.

Или звезды, чья карьера почти целиком — появления в роли себя. Жа Жа Габор, блеснувшая в кино 1950-х, еще четыре десятка лет тусовалась, меняя богатых мужей и появляясь в разных кинолентах как живой символ «Золотой эры Голливуда».

Да что там говорить, глубоко пожилая королева Великобритании Елизавета II (ей было, на минутку, 86 лет) появилась в рекламе Лондонской олимпиады вместе с «Джеймсом Бондом». Само собой, в роли королевы. Пишут, получила от причастности к процессу киносъемок большое удовольствие.

А многие ли из нас в своей собственной жизни играют главную роль? Может, лишь камео? Вот тут «я» настоящий, а всё прочее время — исполняю роль. Муж, отец, специалист… кто-то. В ролевых рамках, без вылезающих по краям частям self.

Автору представить эти вечно выползающие «манжеты» себя истинного, как у великоватой рубашки из рукавов пиджака, очень легко.

Много лет попыток втиснуться в амплуа «каким должен быть...» (ученый, преподаватель, мужчина). Много лет недовольства собой — «почему-то» (кто б мог подумать!) натура стиля инженю, то ли мальчик, то ли девочка неопределенных лет, криво, косо и с болевыми ощущениями втискивается в классического «героя». Это когда волевой подбородок, сочный баритон, широкий разворот подкаченных плечей…
В общем, никак не контр-тенор, размер S и вечные шуточки. Никак. Совсем.

Зачем было пытаться? Известный феномен группового социального давления. «Вот если б ты себя вел [описание, как именно], то не было бы проблем в такой-то ситуации». Эта несусветная чушь звучала даже, опати прости, из уст мамы и бабушки. Психологи с большим стажем, кто забыл.

И, самое неприятное, для определенных обстоятельств они были правы.

Как только любая (!) социальная группа становится большой, поделенной на маленькие коллективчики, а существует долго и обладает какой-никакой но силой, в ней начинают идти процессы иерархизации.

По-простому называемые «дедовщина».

Университеты и НИИ — классический пример. Тех, кто написал за три года аспирантуры диссертацию, защитил ее, и все сам, ни перед кем не прогнувшись, тех не любят. Не до степени «плевков в кофе», но всё же.

Костяк коллектива — Маши, «высидевшие» диссертацию. В юности их кличут «старательная девочка». Переводя на русский: «тупая, но упорная».
Двадцать лет Маша (Петя) «подчитывают» лекции и ведут семинары. Максимум кивок головой в благодарность. И то редко. За кого «подчитывать»? Ну как же. Доцент Иванова хочет на море с новым хахалем. В середине семестра. Профессор Петров на две недели майских едет на дачу. А там между праздниками дни занятий с повышенным контролем трудовой дисциплины. Академик Ногазаногов уже три десятка лет вообще на работе не появляется, «болеет». Но зарплату получает.

Годам к сорока Машу или Петю на заседаниях кафедры начинают ритуально спрашивать, когда ж диссертация. Пора уже, мол, защищаться. Значит, можно. Можно слепить текст стиля «Онанизм и его влияние на солнечное сияние» (или как на картинке ниже), антинаучный по сути, но как-то втискивающийся в форму. А потом слепленное защитить при минимуме усилий.

Дальше начинается следующий виток цикла. Маша или Петя становятся «доцентами Ивановыми», с задранным кверху носом читают половину своих лекций. Вторую половину, вы помните, читают «Даши/Васи». И, старательно, но тупо, лепят из материалов литературы и тех аспирантов, что поумнее, заготовки для статей и книг профессуре. Максимум благодарности — стоять последним в ряду из пяти «соавторов».

Еще через двадцать лет… Ну, понятно. Это станет доктором-профессором. И само станет привечать на кафедре «старательных девочек».

Знаю случай, когда отнюдь не старательная, но боевитая «девочка» написала на просторах между Волгой и Уралом докторскую. По педагогике. Концептуальные и ценностные бла-бла-бла. Защитила. А дальше, как архитектор осуществляет авторский надзор за строительством, слегка доделывала этот опус еще три (!!!) раза. ПрЫнц, выбранный в наследники должности ректора некоего вуза. Федеральный замминистра. И еще кто-то, уже не помню.

Антиплагиат? Конкурентный ход научного процесса? Не смешите мои тапки.

«Девочка» теперича прохвессор в Маасскве, в крупном и известном вузе.

Ну и попробуйте-ка прийти на такие вот кафедры, да сказать русским по-громкому: Выготский-то написал о двух линиях опосредствования, знаковой и символической, а их отношения на длиннике онтогенеза не пояснил.

Классовая ненависть и непримиримая борьба с буржуазными пережитками.

И летишь ты, солнцем палимый, вверх тормашками. Независимо от тембра голоса и квадратности подбородка. Ибо покусился на святое.

Продолжалась эпопея шесть лет. Было ни разу не смешно.

А теперь давайте-ка плавно к выводам.

Во-первых, «быть собой» не как камео и не в виде хобби, а прям собой-собой соответствует фразе А.Н. Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

Быть собой — осознанный процесс само-конструирования и преодоления социальных ролей с переходом их (строго по Выготскому, кстати!) в «снятую форму». Не человек в рамках роли, а роль как часть (!) поведения человека.

Во-вторых, это «быть собой» начинает осознаваться как непреодолимая тяга лишь тогда, когда у всех исполняемых ролей понят и осознан смысл (1), эти смыслы и стоящие за ними потребности выстроены в четкую иерархию (2), эта иерархия устойчива к социальному давлению (3).

В-третьих, даже люди с высокоразвитой и регулярно применяемой рефлексией будут «давить» в обязательном порядке. Да, даже если сами свою индивидуальность отстояли. Просто потому, что вы, пока НЕ отстоявший, воспринимаетесь как человек-носитель ролей. И получаете соответствующие сигналы. Те, кто остался на социально-ролевом уровне станут давить гораздо больше, и не успокоятся, пока вы не попадаете в некоторую «ячейку» их сознания. Где всё жестко: так можно, сяк нельзя.

На удивление, стоило покинуть «систему», как отношения с некоторыми непримиримыми противниками резко улучшились. Причем, что характерно, мы и раньше с ними не были конкурентами. Вот совсем. Дело в их сознании. Та часть их внутренней классификационной решетки, в которую ныне попадаю, не «тесна» и «не жмет». Ничего за рамки не «вылезает». А значит и нечему их злить.

В-четвертых, после довольно муторного и долгого «отстаивания» себя внезапно становится проще жить. Скажем, сегодня некоторые потенциальные мероприятия получили «отлуп». Годах в 2012-14 это вызывало прям бешенство. Как так, прекрасного меня и не хотят. Потому что своя «классность» была частью роли. Сейчас «нет так нет».

В-пятых, у этого «проще/сложнее жить» оооочень сильный соматический шлейф. Вот фотография уважаемого г-на Гунба, избранного в минувшую субботу президентом республики Абхазия. Снимок, собственно, сделан СМИ в субботу. Вот фотография пишущего данный опус от воскресенья. Разница в возрасте — полгода ровно. Но социальное давление на государственного деятеля «слегка» выше, чем на профессора вне системы.

И последнее, в-шестых. Единственное, к чему всегда и всюду призываю: принимать решения осознанно. Не на автомате. Это «окупается».

НАПОМИНАЮ ГРАФИК, где буду с семинарами, потенциально и с консультациями:
— г. Тула, 13 марта, 16-20 часов (о способах переработки информации и как они предстают в нейродиагностике и коррекции);
— г. Воронеж, 15 марта, полный день, о многоуровневой структуре фактора и как она проявляется в диагностике и коррекции (ВНИМАНИЕ! Есть лишь три места!);
— г. Старый Оскол, 16 марта (эпи-, СДВГ и когнитивная дезинтеграция);
— г. Ростов-на-Дону, 18 и 19 марта (будни, но вечером), темы диспраксия, школьные трудности;
— г. Архангельск, 30 марта (когнитивные стратегии, целый день);
— г. Москва, 7 апреля, Логопед-Мастер, снова о способах переработки информации.
— г. Нижний Новгород, 17-18 мая (один день — эпи-, СДВГ и дезинтеграция, второй день — когнитивные стратегии).
Если вдруг у кого-то идеи какие-то города «вставить» в промежутки графика — пишите. Кто-то заинтересован, но не знает организатора — тоже в личку.
11:55
6