Избегайте быть доступными
Психологическая газета

А.Э. Хватов о телефонном мошенничестве: «Избегайте быть доступными»
Заведующий кафедрой организационной психологии Института практической психологии «Иматон», организационный консультант Александр Эдуардович Хватов провел встречу, посвященную ловушкам телефонных мошенников.
«Моя идея рассказа о том, как устроен этот телефонный «бизнес», — как раз попытка сделать так, чтобы вы, понимая, как это работает, меньше тревожились, больше пытались разобраться.
Коммуникационная модель этих мошенников — спровоцировать у человека тревогу, растерянность, ввести человека в некоторое подобие транса. И если человек к этому склонен, он в него впадает, если не склонен — это просто не их «клиент», они ищут следующего.
И есть идея, что это направлено — помимо денег — на создание неопределённости, тревоги, растерянности, недоверия к обществу, в котором мы живём, и недоверия к службам, которые ответственны за безопасность в этом обществе, на увеличение социального напряжения. И это работает.
Важно, чтобы вы понимали, что эта механика не выключается, нельзя позвонить и сказать: ребята, что же вы делаете. Это не работает, потому что люди, которые являются хозяевами этого бизнеса, и люди-операторы находятся в другой ценностной модели. Мы имеем дело с уникальным феноменом, когда человек не рассматривает объект, на который он пытается воздействовать, как что-то, хотя бы близко равное себе. Это просто штука, которую надо обмануть.
Если я могу себе позволить не публиковать о себе какой-то информации, которую публиковать необязательно, то желательно этого не делать. Взвешивайте, что вы делаете публичным из личной информации.
Или если вы устанавливали, например, браузер у себя на телефоне какой-то, там есть галочки разрешить использовать микрофон, разрешить использовать камеру, разрешить использовать геопозицию… И по умолчанию они ставятся. Ну и обычно у нас принято пролистывать пользовательское соглашение…
Если вы в данный момент не собраны, не сфокусированы, не в самом лучшем состоянии, просто выключайте телефон. Избегайте быть доступными. Сделайте ограниченный список контактов, которым вы отвечаете всегда. Если вы не ждёте звонка незнакомого человека или если ваша работа не связана с тем, чтобы отвечать на звонки незнакомых людей, просто не берите трубку.
Если мы попробуем понять психологический профиль персонажа, который оказывается в роли жертвы… Это люди, у которых не очень большая дифференциация, которые склонны к слиянию, склонны к созависимости, склонны чувствовать себя слабым, не очень защищенным, тревожным. Прежде всего это дети, но обычно у детей нет денег. Прежде всего это пожилые люди, потому что энергии меньше, больше зависишь от среды, от близких.
Если вы работаете с клиентом, который столкнулся с мошенниками. Если человек вывернулся, напугался, но все обошлось, то я бы его успокоил: молодец, классно справился. Поддержал бы каким-то образом. И затем вместе с ним прошёл по этому маршруту: а что тебе говорили, а что ты чувствовал, а как ты реагировал, а что делал другой человек. Чтобы, протоптав эту тропинку внимательным, осознанным образом, он в следующий раз не поскользнулся бы на том же месте: по крайней мере, больше шансов, что он будет различать места, за которые его поймали, эти эмоциональные ловушки.
Если человек потерял деньги, то здесь могут быть разные ситуации: иногда деньги можно вернуть, здесь надо общаться с банками, юристами. Иногда деньги не вернуть, но главное, что жив. Оказывайте эмоциональную поддержку человеку, объясняя, на какие грабли он наступает».