Психологи на Epsylon расскажут, что такое профессиональная идентичность

Психологи на Epsylon расскажут, что такое профессиональная идентичность

Идентичность изучается множеством ученых-психологов. Например, Э. Эриксон считал ее процессом, возникающим между человеком и культурой, к которой он принадлежит. Личность можно определить как соответствие между человеком и его культурой. Это также осознание себя частью социальной группы путем выделения других групп. В социологии идентичность понимается как связь индивида с группами и сообществами, которые он считает своими, в которых он чувствует себя частью «мы» (включая гендер, семью, религию, этнос или профессию).

Профессиональная идентичность — это профессиональное «я», включающее профессиональные стереотипы и уникальность. Согласно Л.Б. Шнейдеру, это осознание своей принадлежности к определенной профессии и сообществу. Профессиональная идентичность не является частью личностной идентичности, так как связана с принадлежностью к группе. Ее можно рассматривать как часть социальной идентичности, связанной с самосознанием в группе. Система ценностей придает идентичности тот или иной характер, помогая в ощущении принадлежности к группе.

Процесс профессиональной самоидентификации сопровождается изменением представлений о себе и своем месте в профессиональном и социальном мире, являясь выражением профессиональной идентичности.

Этапы формирования структурных компонентов профессиональной идентичности можно представить следующим образом:

1. Этап обучения в школе.

Связанный с выбором профессии и самопознанием, играет важную роль в формировании профессиональной идентичности. Этот этап определяет наше место в определенной области труда и формирует наши ценности и жизненные цели. Выбор карьеры и профессиональное развитие уникальны для каждого человека и начинаются еще в подростковом возрасте, когда мы изучаем собственные интересы, способности и ценности. Образование, среда обитания, общество — все это влияет на процесс принятия решений о выборе профессии. Важно находить баланс между внутренними стремлениями и внешними факторами, чтобы сделать правильный выбор в карьере.

2. Этап обучения в учебном заведении специализированного профиля.

Обучение: получение необходимых знаний и навыков, а также специального образования в выбранной области помогают развивать профессиональную идентичность.

Приобретение и развитие устойчивого интереса к профессии налаживание деловых и личных контактов.

Этап выбора и начала профессиональной деятельности, создание индивидуального имиджа, концепция о себе формирование положительного восприятия профессии и идеала в профессиональной сфере формирование личностного образа профессионала и карьеры важно понимать, что самоопределение в профессии развивается с опытом, интересом к работе и профессиональным статусом. На этом этапе уже начинают закладываться определенные личностные особенности. Принято говорить о специфике профессиональной группы, например о «менталитете» менеджеров, учителей, врачей или математиков, подразумевая определенный стиль мышления и наличие уникальных личностных черт.

3. Этап профессиональной деятельности. Этот этап можно условно разделить на ряд стадий:

Стадия 1. Тревога и возбуждение

На этой стадии описание состояния ученика возможно определить как общую тревожность и возбуждение. С одной стороны, это ощущение чего-то нового и неизведанного. С другой стороны, это неприятное чувство неопределенности, так как у студента еще нет четкой профессиональной цели, на которую он мог бы сосредоточиться.

Стадия 2. Зависимость и идентификация

Недостаток уверенности в себе, нехватка уверенности в своих способностях, ощущение недостатка знаний. Страх не достичь успеха в глазах коллег. Множество требований к себе. Основной вопрос, который задает себе студент — «какова конкретная цель моей работы?» Проявляется сильная зависимость (которая принимает различные формы от полной зависимости и послушания до временного отказа от помощи, хронической обратной зависимости) от супервизора, преподавателя, наставника, тренера — студент ищет инструкции, желает получить советы или конкретные рекомендации о том, «как работать с этой проблемой», «как вести себя с такими клиентами», «как поступить в данной ситуации». Второй этап начинается с получения студентом первой работы и заканчивается, когда студент понимает, что он оказывает значительное влияние на своих подопечных. Основное состояние студента на этой стадии — отсутствие уверенности в своих способностях, недостаток знаний о результатах. Главную трудность на этой стадии представляет «голод подтверждения». Кроме того, студент перегружен непомерными требованиями к себе. На данном этапе крайне важно, чтобы задачи были адекватны его способностям.

Стадия 3. Деятельность и продолжающаяся зависимость

Начинается после нескольких месяцев или лет практической работы.

На этой стадии для начинающего специалиста важна реакция общества, аналогичная «роли важных людей» для самоопределения в детстве. Необходимо признавать сложность, ответственность и значимость работы. Тревожность возникает эпизодически, в период кризисов. На этой стадии важно:

Экспериментировать и допускать ошибки
Иметь возможность решать проблемы
Находить место и возможность для получения конструктивной критики
Иметь время, место, пространство для высказывания своих чувств, отрыва аффекта
Признавать свою неопытность, ошибки, шанс «откатиться» на предыдущие уровни
Стадия 4. Наполнение и признание своей самостоятельности.

На данном этапе важно:

Наслаждаться процессом собственного развития
Выбирать (пересматривать существующие) направления (специализацию, темы работ), углубляться в интересующие вопросы
Определять зоны своего роста
Рисковать и выходить за пределы зоны комфорта, попадая в новые условия, ситуации Эффективность (и скорость перехода на новый уровень) зависит от: 1) Количества клиентов/ задач, с которыми работал практикующий; 2) Чтения литературы и обсуждения ее/ обучения; 3) Интеграции всех этих опытов.

Стадия 5. Идентичность и самостоятельность.

Период профессионального созревания, который может продлиться как несколько лет, так и всю профессиональную жизнь. Достигший этой стадии приобрел навыки и успешно их применяет. Это та стадия, на которой вероятно наибольшая вероятность застоя. Появляется новая способность — справляться без поддержки наставника/учителя. Теперь (избегаемые ранее из-за зависимости) основные проблемы с авторитетными личностями становятся все более острыми. Желание ощущать свою независимость, профессионализм, автономию.

Стадия 6. Спокойствие и коллегиальность.

Начинается тогда, когда специалист определил самого себя в профессиональном сообществе, достиг автономии в своей работе, ограничил взаимодействие с наставником (преподавателем, авторитетным лицом). Прежняя тревожность, пассивность и зависимость — это прошлый этап. Основные чувства, которые ощущает человек на этой стадии — спокойствие, устойчивость и коллегиальность со старшими, ровесниками и молодыми коллегами. Интеграция в профессиональное сообщество происходит на данной стадии. Это отражается в способе взаимодействия с коллегами. Если на более ранних этапах начинающий преимущественно слушал мнение более опытных, авторитетных коллег, то сейчас у него появляется убеждение в том, что молодые коллеги также могут быть источниками ценных идей. На данной стадии человек пересматривает и вызывает сомнения в «истинах». Он не стремится к имитации старых образцов, а все больше воплощает свой индивидуальный стиль.

Что лежит в основе профессиональной идентичности?

Личные ценности и убеждения, которые определяют мотивационную направленность.
Образование и опыт, от которых зависит уверенность в профессиональной роли.
Профессиональные цели и амбиции, определяющие стремление к достижению карьерного успеха.
Уровень удовлетворенности от обязанностей и достижений.
Наличие положительных ролевых моделей и поддержки в профессиональной среде.
Профессиональная самооценка, гарантирующая уверенность в способностях и навыках, способствующая чувству принадлежности к профессиональной среде.
Развитие и укрепление профессиональной идентичности — это непрерывный процесс, сопровождаемый кризисами, который требует времени и усилий на осознанное осмысление своего опыта работы, анализ достижений и неудач помогают лучше понять свои сильные и слабые стороны, а также определить направления для дальнейшего развития.

В социальной сети Epsylon вы найдете ответы на важные вопросы о психологии и смысле жизни.

Приглашаем вас присоединиться к нам, где вы сможете найти поддержку, понимание и новые знания о себе и мире вокруг.

Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы общаться с единомышленниками, делиться своим опытом и узнавать что-то новое каждый день. Наша цель — помочь вам стать лучше, понять себя и окружающий мир, найти поддержку и вдохновение для личностного роста.

Не упустите возможность стать частью сообщества профессионалов и энтузиастов психологии. Присоединяйтесь к нам на Epsylon и начните путь к познанию себя и мира вокруг! 

08:16