Любимый клиент — хорошо знакомая каждому практическому психологу история

Любимый клиент — хорошо знакомая каждому практическому психологу история. Не буду же я вас уговаривать разлюбить любимых клиентов? Не буду. Но, конечно, хочется поговорить о фокусах супервизии в случае с любимым клиентом.
Вообще, любить людей, конечно, хорошо. Люди, в основном, этого достойны. Не все, правда. Но как раз те, кто ходит на психотерапию — обычно достойны любви, без всяких там экивоков (смешное слово «экивоки», использую его раз в пару лет, и каждый раз смеюсь). Итак, ваш любимый клиент. За что вы его любите?
— Считаете, что он «все делает правильно». То есть, вероятно, опознаете в нем кого-то, похожего на себя. У вас с ним похожая жизненная ситуация, одинаковые сложности, созвучные идеалы… Правы ли вы (сходство есть) или вам это показалось, в любом случае, вы как терапевт, рискуете начать обходиться с материалом клиента так, как обходились бы со своим. Игнорировать то, что в своей истории игнорируете. Бессознательно подталкивать клиента к поступкам, котрые для себя бы выбрали. Радоваться тому, что хотели бы себе. И… не замечать тех же опасностей, которых в своей жизни не замечаете. Конечно, ваш способ обходиться с материалом клиента, в котором вы «опознали» себя, сильно зависит от того, как вы обходитесь с собой. Если вы строги и требовательны к себе, вы будете незаметно для себя ожидать чего-то большего от клиента. Если снисходительны к себе — будете впадать в слепоту с любимым клиентом. Здесь фокус супервизии будет на понимании природы этого вашего эксклюзивного чувства к конкретному клиенту, а также — в поиске разницы между вами. Поскольку, когда мы опознаем кого-то как похожего на нас, мы слепнем. И кто перед нами — не видим.
— Возможно, вы любите клиента за то, что он какой-то необычайный. Он не похож на вас. Просто прекрасный. Все у него в жизни удалось. Какие-то потрясающие успехи. Ядерная работоспособность, креативность, обаяние, очарование. Для вас честь — быть его психологом. Такой изумительный человек, да еще какие-то там советы от вас ожидает. Да вам до него семь верст (того этого...). Что здесь не так? Опять слепота. Каким-то образом, человек сделал вас восхищенным. За этим фасадом ничего не видно. Фокус супервизии будет на ваших чувствах относительно несбывшегося. На ваших отношениях со своей недо-прекрасностью. На вашем (быть может, спрятанном) желании ослеплять других. Если за этот фасад заглянуть — там будет еще что-то: и пустота, и печаль, и отсутствие смысла… И у вас, и у него.
— Возможно, любимый клиент оттого любим, что не доставляет хлопот. Поскольку сам вас очень любит. Совершенно ясно, что вы — редкий, золотой человек в его жизни. Вы ангел. Луч света. Ваш острый ум — один на миллион. И именно ваш любимый клиент — такой вот наблюдательный, тонкий человек, который это заметил. Как такого человека не любить? Отвечу: любить можно. Но фокус супервизии будет на том, чего вы не делаете, в такой-то тесноте. Удобно ли вам руками повести или вы полностью спеленуты? В ситуации сильного обожания конфронтация обычно дается очень непросто. Зато интересно поспрашивать себя: а чего я никогда не говорю этому клиенту? А о чем никогда даже не думаю?