Терапия травмы любой длительности предполагает ряд этапов

Терапия травмы любой длительности предполагает ряд этапов

1 этап. Консультирование и просвещение.
Это этап, на котором мы обсуждаем с клиентом, что такое психотерапия, что такое работа с травмой, какие трудности могут возникнуть, как она работает, за счет чего. И делаем пробные заходы, маленькие кусочки работы. В этой работе много консультационной составляющей. Предполагается чтение клиентом популярной литературы по теме, которую рекомендует терапевт, обсуждение ее. Этап этот длится от 1 до 10 сессий.

2 этап. Заключение контракта.
Контракт имеет три измерения: контракт отношений, контракт технический, контракт условий.

— Контракт отношений – обсуждение того, на какие качества личности терапевта, его особенности клиент надеется в своей работе, почему он выбрал именно его, чего он ждет от него, чего боится и тд. И это обсуждение ролей. На этом этапе развенчиваются идеи вроде того, что терапевт скажет что делать в жизни и будет счастье, или что терапевт как врач – за все отвечает, а клиент не отвечает ни за что. Прояснение того, что терапия – это взаимное действие, где 80% работы проводит сам клиент. Про важность диалога.

— Контракт технический. Договор о том, что конкретно собирается делать клиент для избавления от травмы на сессиях и как конкретно в этом будет содействовать ему терапевт. Для чего делаются те или иные упражнения? Что при этом делает терапевт? Что при этом делает терапевт? Что можно делать с этим клиентом а что нельзя? (допустимы ли прикосновения). Т.е. какие конкретно усилия прилагает клиент, какие – терапевт, что мы вместе делаем, чтобы стало лучше.

— контракт условий. Частота встреч, оплата, скидки, оплата пропущенных сеансов. Все это надо фиксировать, потому что клиент имеет свойство забывать. Особенности проведения сессий: например, возможность перебивать особо болтливого клиента (пояснить почему и получить согласие).
Обычно на этот этап уходит 1 сеанс.

З этап. Подготовительная работа.
Развитие способности осознавать свое тело, возвращаться в него. Способность замечать свои телесные ощущения. Составление словаря ощущений. Развитие способности к контейнированию. Заземление. Обнаружение и культивирование ресурсов. Работа с границами: обнаружение и развитие телесных, социальных, эмоциональных границ. У разных клиентов уходит разное количество времени. У одних – 3-4 сессии, у других – годы.

4 этап. Активная работа с травмой.
Процессы исцеления травмы:
Процесс трансформации травматических ощущений. Эти ощущения, когда мы их медленно и аккуратно прослеживаем, применяя ресурсы, начинают трансформироваться в менее заряженные и боле спокойные ощущения. Происходит именно за счет процесса прослеживания клиента вместе с терапевтом.
Завершение травматических реакций. Завершение действий, реакций тела, которые были остановлены в момент травмы.
Резонанс. Когда тело клиента учится у тела терапевта включать ресурсы, оставаться с симптомами исцеления, не бояться их.
Развитие заблокированных способностей. Когда мы освобождаемся от самих травматических симптомов, возникает проблема недоразвитости тех способностей, которые травма остановила. Чем более ранняя по возрасту травма, тем в большей степени она блокирует какие-то простые способности, например, заботиться о себе, отстаивать свои границы. В любом терапии мы работаем с недостаточно развитыми способностями, но при травме попытка развивать эти способности приводит к развитию травматических симптомов: сжатие, сверхбдительность, беспомощность, диссоциация. Это один из способов определения травмы развития, когда какие-то важные способности и навыки не сформировались, а при попытке их освоить возникают симптомы травмы (человек теряется, сжимается, перестает соображать, т.е. ему это трудно по причине возникновения симптомов травмы). Тогда мы говорим о травме развития. При этом данные симптомы важно отличать от задержки развития без травмы – например, человек просто этого не умеет, не принято было в семье, не учили и т.п., но тогда это другое направление работы.

5 этап. Завершение работы. Очень сложный, интересный и важный процесс, который предполагает становление автономии клиента, когда он учится все больше и больше опираться на себя, на то му он научился в процессе терапии, а не на терапевта. Отделение того, чему удалось научиться и сделать, от того, чего не удалось, – принятие результатов терапии и принятие разочарований в терапии.

В социальной сети Epsylon вы найдете ответы на важные вопросы о психологии и смысле жизни.

Приглашаем вас присоединиться к нам, где вы сможете найти поддержку, понимание и новые знания о себе и мире вокруг.

Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы общаться с единомышленниками, делиться своим опытом и узнавать что-то новое каждый день. Наша цель — помочь вам стать лучше, понять себя и окружающий мир, найти поддержку и вдохновение для личностного роста.

Не упустите возможность стать частью сообщества профессионалов и энтузиастов психологии. Присоединяйтесь к нам на Epsylon и начните путь к познанию себя и мира вокруг!

10:51