Сегодня
Отношение к «чужим» при стрессе: системная дедифференциация
«В состоянии стресса люди больше склонны поддерживать «своих»-агрессоров в гипотетическом конфликте с «чужими»-жертвами, чем люди вне стрессорных воздействий. Различия в ответах людей в состоянии стресса и без стресса в сравнении с данными, полученными ранее при исследовании ответов на подобные дилеммы у детей разного возраста, свидетельствуют в пользу того, что стрессорный эффект может быть феноменологически описан как регрессия к более ранним формам поведения в процессе морального выбора, в основе которой — обратимая системная дедифференциация. Выявленная в эксперименте тенденция может быть проявлением определенных наследственных (генетически обусловленных) предрасположенностей, развитых в ходе предшествующей эволюции гоминид.
Даже принимая сторону агрессора, люди и в стрессе, и без стресса склонны оценивать его поступок как плохой. Это связано с тем, что позиции действия и оценки отличаются и, по-видимому, обеспечиваются разными когнитивными процессами. Оценки обеспечиваются более высокодифференцированными системами, и потому больше обусловлены социокультурным развитием человека: убийство «во благо» можно выбрать и оправдать, однако трудно оценить этот поступок как хороший.
Женщины склонны оценивать поступок агрессора более строго, чем мужчины. Это может быть объяснено большей склонностью женщин к эмпатии, а также эволюционно-психологическими аспектами жизни людей разного пола: для мужчин выгоднее парохиализм (защита своих в любой ситуации), а для женщин характерна патрилокальность, и потому они должны быть дружелюбны к чужакам».


Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития
1. Проблему интеллектуально одаренных детей необходимо переформулировать и рассматривать под новым углом зрения: каковы механизмы трансформации детской одаренности в одаренность взрослого человека (или, если подойти к этой проблеме в прагматическом плане, то каковы условия превращения как можно большего количества детей — обычных либо с признаками интеллектуальной одаренности — в одаренных взрослых).
2. Интеллектуальная одаренность ребенка и взрослого имеет в своей основе разные психические ресурсы. Соответственно, в онтогенезе возможен эффект инверсии развития одаренности: не всякий ребенок с признаками интеллектуальной одаренности превращается в одаренного взрослого человека, в свою очередь, ребенок, не проявивший в детстве признаков одаренности, может превратиться в одаренного взрослого.
3. Интеллектуальную одаренность можно рассматривать как форму развивающейся компетентности, механизмы которой предполагают обогащение содержания интеллектуальной деятельности (усвоение разных типов знаний — декларативных, процедурных, неявных, а также процедур экспликации и преобразования знаний в виде способов продуктивного мышления), формирование метакогнитивного опыта (способности к непроизвольной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности), интеграцию интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, духовно-ценностных ресурсов.
4. Проблема обучения детей с признаками одаренности — это проблема формирования высокого уровня компетентности в соответствующих видах деятельности. Поэтому на первый план выступает содержание школьного образования и методы обучения, обеспечивающие рост компетентности в определенной предметной сфере, соответствующей познавательным интересам и возможностям учащихся (прежде всего, различные варианты «обогащающего обучения», проектные и исследовательские методы, различные формы взаимодействия с компетентными взрослыми и т.д.).


Ефремов В. С. Е92 Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с: ил.
В монографии представлены основные понятия, используемые в настоящее время для анализа суицидальных и смежных с ними феноменов. Утверждается принцип индивидуального подхода к лицам, обнаруживающим те или иные варианты аутоагрессивного поведения. Основное внимание уделено анализу лиц, совершивших суицидальную попытку и оставшихся в живых по не зависящим от них обстоятельствам.
Книга предназначена для психиатров, врачей других специальностей, медицинских психологов, юристов, социальных работников и других специалистов, которым по роду своей деятельности приходится общаться с людьми.


Моральные основания стыда и гордости за свою страну
«Рассматривая гордость и стыд за страну, необходимо учитывать, что в этом случае данные эмоции направлены на себя не как отдельного индивида, а как представителя определенной социальной группы. Осознание своей принадлежности к группе вместе с эмоциональной значимостью факта принадлежности выражается в социальной идентичности (Tajfel, 1974). Идентификация с группой приводит к тому, что поступки членов группы и ее коллективные действия, исторические события из жизни группы становятся важным источником эмоциональных переживаний. Если речь идет об идентификации с гражданами страны (гражданской идентичности), то история страны, ее культура и политика, действия ее видных представителей — все это может выступать причиной гордости или стыда».
«Наибольшую гордость за страну по широкому кругу причин испытывают лица более зрелого возраста с доминирующими моральными основаниями «лояльность» и «уважение». При этом они не склонны игнорировать некоторые конкретные причины для стыда, так что чувства гордости и стыда за страну, связанные с различными поводами, у них не противоречат друг другу. В то же время заслуживает внимания наличие хотя и немногочисленной, но заметной категории относительно молодых людей с доминированием моральных ценностей свободы, пропорциональности и заботы, у которых чувство стыда за свою страну значительно преобладает над чувством гордости».

